По мнению аналитиков банка, ситуация в России сказывается на Финляндии по трем основным направлениям. Во-первых, это прогнозируемое ухудшение экспортной и импортной торговли. Финские компании в этом отношении очень зависят от гладкости безбарьерной торговли с Россией. Во-вторых, кризис приведет к уменьшению потока российских туристов, которые оставляют в Суоми миллиард евро ежегодно. По последним данным, с начала года количество ночевок граждан России в Финляндии снизилось на треть. А в-третьих, финнам придется забыть о российских инвестициях в прошлых объемах. Это, по мнению экономистов банка, касается и покупки недвижимости, и финансирования масштабных проектов вроде Fennovoima.
В итоге эта ситуация наложит свой негативный отпечаток на финские надежды о скором экономическом росте. Danske Bank прогнозирует спад экономики Суоми на уровне статистической погрешности в 0,2%. Аналитики банка предполагают, что российская экономика также не покажет никакого роста в ближайшее время.
В отчете также отмечается, что некоторым финским компаниям будет крайне сложно обойтись без российского рынка, несмотря на все заверения о готовности быстро перестроиться на другие страны (о чем, например, говорили в Valio). Дело в том, что доля доходов от деятельности в России для многих корпораций исчисляется десятками процентов. Так, к примеру, 47% доходов YIT приходятся на Россию, для Nokian Tyres эта цифра равна 46%, Raute и Tikkurila - 28%. При этом важно понимать, что финны очень сильно вложились в свои российские подразделения. Так, к примеру, доля инвестиций в Россию достигает 93% от капитала компании YIT, в Nurminen Logistics - это 91%, в Nokian Tyres - 47%, в Tikkurila - 25%, а в Stockmann - 20%.
В будущем Danske Bank рекомендует вкладывать в развивающиеся страны в пропорции не более 15% от своего капитала. Несмотря на рекомендации экономистов, финские бизнесмены инвертировали в Россию, закрывая глаза на риски, связанные со страной (используется даже специальный термин "Venäjä-riski").
Также совсем недавно стало известно, что, по всей видимости, Россия планирует ограничить для европейских авиаперевозчиков даже транзитные полеты над территорией Сибири. Это нововведение может ударить по финской компании Finnair, 40% перевозок которой приходится на восточное направление.
Текст доклада Danske Bank (финский язык)