В конце июля текущего года Министерство экономики и занятости населения Финляндии объявило о создании TE Office for North Ostrobothnia - сервисной службы специально для сезонных работников, приезжающих для сбора ягод в страну. Как обещают в министерстве, отправив запрос на их электронную почту marjanpoiminta.pohjois-pohjanmaa@te-toimisto.fi на финском, шведском или английском языках, можно получить информацию по всем аспектам, относящимся к сезонным работам.
- Господин Сорайнен, что стало основным стимулом для создания информационной службы, ориентированной на сборщиков ягод?
- Одной из причин было то, что мы хотели особенно поддержать тайских сезонных работников, которые оказываются вне поля зрения государственных служб, когда находятся в Финляндии. Дело в том, что сбор ягод не попадает под отношения, регулируемые трудовыми договорами, и потому чиновники зачастую никак не могут помочь сборщикам ягод или проконтролировать их деятельность. Конечно, в Финляндию приезжает много сезонных работников из других стран, например с Украины, но их положение явно лучше в финансовом плане, а также в плане общих знаний о рабочих отношениях в нашей стране.
- С вашей точки зрения, с какими основными проблемами сталкиваются сборщики ягод в Финляндии?
- Возьмем для примера все тех же тайских сезонных работников. Их основная проблема в том, что им приходится оплачивать дорогой перелет в Финляндию, потом отдать значительную сумму посредникам, заплатить за проживание в Евросоюзе, но при этом у них нет никакой гарантии, что доход от сбора ягод покроет эти расходы. Довольно часто даже перелет в Финляндию оплачивается при помощи кредитов с большими процентами, которые, естественно, им необходимо вернуть. Для некоторых из сезонных работников итог пребывания в Финляндии отрицательный, и их ждут серьезные проблемы после возвращения домой. Большинство тайских сборщиков ягод - это малообеспеченные, низкоквалифицированные работники из сельской местности.
- Как вы уже упомянули, сбор ягод не требует специальной рабочей визы и соответствующего контракта, что делает потенциальных сезонных работников уязвимой группой. Что стоит делать, чтобы не оказаться жертвой потенциальных мошенников?
- Важно повышать уровень знания сезонных работников, чтоб они могли взвесить все "за" и "против" до того, как приехать в Финляндию на заработки. Справочная поддержка должна быть также доступна и на месте.
В Финляндии есть предложения привязать сбор ягод к обычным трудовым договорам. Это позволило бы избавиться от посреднических сборов, заставило бы работодателей быть более ответственными, а также зафиксировало бы минимальную оплату труда. Однако вопрос о введении трудовых договоров для сборщиков ягод пока что довольно спорный.
- В предыдущие годы финны часто жаловались на то, что сборщики ягод нарушают закон jokamiehenoikeus (другими словами, что на природе можно делать все, если ей это не вредит, а также не нарушает личное пространство других людей). Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?
- Даже в вопросе jokamiehenoikeudet очень важно донести правильную информацию до сезонных работников и местных жителей. Если происходят явные нарушения, то вмешиваться должна уже полиция.
- Собираетесь ли добавить новые опции в вашу сервисную службу, например оказывать поддержку на языках, которые являются родными для сборщиков ягод?
- Наш проект на данный момент является пилотным. Он будет развиваться в соответствии с накопленным опытом, а также с учетом обратной связи.