Примерно три четверти работающих петербуржцев «пожертвовали» 6 процентов своей зарплаты на экономическую экспансию России в Крыму. Еще несколько месяцев назад эти деньги планировалось зачесть в накопительную часть будущих пенсий тех, кому сегодня не исполнилось еще 48 лет. Но теперь министр финансов Антон Силуанов неожиданно признался, что никто эти деньги возвращать и не собирался. Общие потери россиян оцениваются в 243 млрд рублей, трудящихся Северной столицы –в 64,2 млрд.
Речь идет о взносах в Пенсионный фонд России (ПФР), отчисляемых с зарплаты родившихся после 1966 года работников. Примерно четверть этой суммы (6 из 22 процентов) до 2014 года зачислялась в так называемую накопительную часть. Она отражалась в рассылаемых «письмах счастья», а самим будущим пенсионерам предлагалось вести активную финансовую деятельность – выбирать управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), доверяя им эффективно инвестировать средства в целях их преумножения. А также требовать от работодателей начисления «белой зарплаты», дабы в ПФР поступало как можно больше.
Россия зовет?
Государство уже много лет пытается использовать накопления будущих пенсионеров для выплаты положенного уже достигшим преклонного возраста. До последнего времени дефицит средств ПФР покрывался трансферами из федеральной казны.
Для решения этой проблемы законодатели предложили лишить большей части накопительной составляющей так называемых «молчунов» – работников, ведущих пассивную финансовую политику. Их пенсионными «авуарами» распоряжается государственная управляющая компания – «ВЭБ». Сохранить 6-процентные отчисления можно было, выбрав до конца 2013 года НПФ.
Но в последний момент от такой идеи отказались, точнее – отложили реформу на 2015 год. Вместо этого отчисления в накопительную часть вообще обнулили, причем для всех. Одновременно государство де-факто изъяло «авуары» у НПФ, пообещав их вернуть до конца 2014 года. Правда, не всем – а только акционировавшимся и прошедшим особую проверку. «Деятельность ряда пенсионных фондов уже прекращена. Они допустили серьезные нарушения: например, разнесли свои убытки по счетам граждан, доверивших им свои деньги, хотя по закону должны были относить убытки на результаты своей финансовой деятельности», – рассказал вчера «Российской газете» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.
Еще осенью многие эксперты и представители оппозиции скептически оценили такие планы чиновников, заподозрив неладное. Так, Алексей Навальный именовал реформу государственным «пенсионным грабежом», который затронет 25 млн доверившихся НПФ россиян. Но уже 2 октября эти заявления опроверг сам Владимир Путин: «Правительство обсуждает не конфискацию этих накоплений, боже упаси, они никуда не денутся. Более того, и система накопительная пенсионная не закрывается как проект. Дело не в этом, а дело в том, что мы должны гарантировать вкладчикам в частные пенсионные фонды их вложения, их сохранность, надежность и эффективность использования», – заявил глава государства на форуме «Россия зовет!».
Патриотизм или жадность?
Однако на днях министр финансов России Антон Силуанов подтвердил худшие предположения оппозиции. «Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на антикризисные меры. Сейчас, пока этот ресурс есть, скорее всего, он пойдет на поддержку программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя», – неожиданно признался глава финансового ведомства журналистам.
Правда, вместо накоплений в рублях чиновники обещают увеличивать некие баллы, исходя из которых в будущем должна рассчитываться трудовая пенсия. Учитывая, что текущая пенсионная реформа уже не первая только за последнее десятилетие, в обещания мало верится. Но, с другой стороны, нельзя и отрицать, что пенсии остаются социальным институтом, а потому государство вынуждено их индексировать, порой вопреки экономическим реалиям. Например, если пять лет назад средняя пенсия петербуржца составляла 24 процента средней зарплаты трудящихся Северной столицы, то сейчас это соотношение увеличилось до 33 процентов (то есть пенсии растут быстрее, чем зарплаты). Поэтому можно надеяться, что даже при нулевых «авуарах» в ПФР будущие пенсионеры получат как минимум прожиточный минимум. Хотя такая политика государства стимулирует выплату «серых зарплат», в том числе с целью создания альтернативных накоплений.
Второй блин комом
Юристы неоднозначно оценивают законность принятого чиновниками решения. «Юридически все определено федеральным законом о бюджете на 2014 год. Государство само установило разделение на страховую и накопительную части, само заморозило это разделение. Можно обращаться в Конституционный суд России, но перспективы практически нулевые. Ведь формально деньги изъяты не у граждан, а у НПФ. Более того, они даже не изъяты, а просто изменен порядок распределения обязательного платежа», – убежден Николай Вильчур, генеральный директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры».
Попытка оспорить «реквизицию» государством пенсионных накоплений уже предпринималась. Ведь изначально (с 2002 года) отчисления в накопительную часть производились с зарплаты всех сотрудников, в том числе родившихся до 1967 года (так называемых «шестидесятников»). Однако в 2005 году законодатели для них просто «обнулили» ставку, лишив старшее поколение трудящихся сформированных накоплений. Несколько россиян обратились в Конституционный суд России, но он подтвердил право государства регулировать сборы в целях поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы. «Федеральный законодатель вправе как устанавливать, так и пересматривать нормативы распределения страховых взносов, определяющих доли денежных средств, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий», – заключил суд.
В то же время служители Фемиды пришли к выводу, что уже внесенные сборы не могут просто отбираться – «вносимые изменения в правовое регулирование обязательного пенсионного страхования не должны обеспечивать решение возникающих финансовых проблем государства в ущерб конституционным гарантиям реализации прав граждан в области социального обеспечения». Поэтому один из инициаторов процесса «шестидесятников» в Конституционном суде России – директор Института политико-правового анализа Константин Катанян – убежден, что у ныне де-факто обманутых трудящихся есть шанс вернуть «реквизированные» накопления. Подавать иски он предлагает в конце года, когда срок выполнения обещаний правительства истечет.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"
По данным Росстата, 76 процентов трудоспособного населения Санкт-Петербурга (2,3 млн человек) составляют трудящиеся в возрасте от 18 до 48 лет, а зарегистрированные в городе НПФ обслуживают более 2 млн счетов. При средней зарплате петербуржца примерно в 38 тысяч рублей отчисления в накопительную часть (6 процентов) составляют не менее 55 млрд рублей в год.