Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Полетишь. Отказаться нельзя

Полетишь. Отказаться нельзя

962
Роман Яндолин, "ДП"
Источник:

Российские авиакомпании воспользовались подаренным законодателями правом вводить так называемые невозвратные тарифы – продавать билет без возможности пассажира отказаться от перелета. Но обещанного чиновниками и перевозчиками снижения цен не произошло. Не могут петербуржцы купить и обещанные недорогие билеты в Крым – добираться туда дешевле через другие города.

Принятый почти двадцать лет назад Воздушный кодекс РФ делегировал пассажирам право не менее чем за сутки до вылета вернуть купленный билет, полностью получив уплаченную за него сумму. Многие авиакомпании эти требования сначала игнорировали, потом стали прибегать к разным формальным уловкам, чтобы не отдавать деньги, а также лоббировать внесение в законодательство изменений. Так, по мнению президента ОАО «Аэрофлот» Виталия Савельева, законодательные нормы о праве пассажиров отказаться от билета, равно как и требования о бесплатной норме перевозки багажа и обязанности кормить в полете, не позволяют перевозчикам снижать цены.

Точка возврата

Его позицию поддержали и в Министерстве транспорта РФ. Ведь по статистике, возвращают билеты только 8 процентов клиентов. «Соответственно, 92 процента пассажиров несут неоправданные дополнительные расходы на перевозку и вынуждены покупать авиабилеты по завышенной цене, – констатировали в транспортном ведомстве. – Обеспечение снижения их уровня возможно только посредством создания правовых условий, позволяющих уменьшить расходы и риски, учитываемые при формировании тарифов».

Принятый в апреле этого года закон предусматривает, что полного возврата уплаченной за билет суммы пассажир сможет добиться только в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств – болезни или смерти (в том числе члена семьи или близкого родственника). Также остается право отказаться от полета в связи с нарушением обязательств самой авиакомпанией (задержка отправления и так далее).

Во всех иных случаях с клиента будут удержаны как минимум фактические расходы (произвольно оцениваемые перевозчиком). При покупке билета по так называемым «возвратным тарифам» пассажир вправе претендовать на выплату всей оставшейся суммы при условии уведомления авиакомпании не менее чем за 24 часа до вылета или 75 процентов – до окончания регистрации. Если же тариф был «невозвратный» или пассажир просто опоздал – перевозчик легально откажется возвращать деньги.

Дорого и сердито

Закон вступил в силу с 21 июня. В тот же день крупнейший перевозчик – ОАО «Аэрофлот» – перевел тарифы групп «Бюджет» и «Промо» в категорию невозвратных. Причем в общем описании, которое открывается в разделе поиска и заказа билетов на официальном сайте авиакомпании, информация даже спустя три дня не была обновлена.

Экспресс-анализ цен, проведенный журналистом «Фонтанки» по основным направлениям полета авиакомпании из Северной столицы, показал, что стоимость нисколько не снизилась. Например, базовый тариф «Бюджет» на перелет из Санкт-Петербурга в Москву на 28 июня составляет 3,2 тысячи рублей, на обратный рейс 13 июля – 3 – 3,2 тысячи. За такую же сумму билеты продавались и неделю назад, с той только разницей, что их можно вернуть, а купленные сегодня – уже нельзя. В пресс-службе компании пока не пожелали прокомментировать ситуацию.

Другой перевозчик – авиакомпания «Сибирь» (торговая марка S7) – объявила об изменении правил возврата билетов с 24 июня. «В категорию невозвратных были переведены авиабилеты по тарифу «Промо». Возврат такого авиабилета невозможен, но до окончания регистрации на рейс у пассажира есть возможность изменить дату вылета, оплатив сбор. Одновременно с внесением изменений мы снизили тарифы группы «Промо» на сумму от 200 до 2600 рублей, в зависимости от направления», – пояснили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе перевозчика.

В планах «ЮТэйр» ввести невозвратные билеты в осенне-зимнее расписание. Цена на них и условия будут объявлены только в конце июля. «Они будут стоить дешевле, – убеждена пресс-секретарь перевозчика Елена Галанова. – Невозвратные билеты позволят авиакомпании иметь гарантированную сумму и снизить стоимость перевозки».

Официально зарегистрированное в Санкт-Петербурге ОАО «Трансаэро» пока не ввело невозвратные тарифы и не комментирует свои планы.

Хитрый ценник

На самом деле и до принятия либерального закона авиакомпании успешно обходили жесткие требования Воздушного кодекса РФ. Некоторые делали это, как говорится, внаглую – просто игнорируя требования пассажиров, предъявляя затрудняющие реализацию права требования, затягивая сроки рассмотрения документов и иными способами. Например, тот же «Аэрофлот» еще три года назад обязал желающих отказаться от полета клиентов лично являться в офис или отправлять нотариально заверенное заявление. А первый российский авиадискаунтер – ЗАО «Скай Экспресс» – вместо тарифа за перевозку взимал с пассажиров плату за услуги «по рекламированию и дистрибуции воздушной перевозки, содержанию каналов приема платежей, а также рекламно-исследовательскому сопровождению».

Почти все перевозчики требовали от возвращающих билеты уплату штрафов или разного рода комиссий и сборов. Порой они доходили до 100 процентов стоимости перелета или даже превышали ее. Например, сейчас за отказ от билета ОАО «Трансаэро» взимает сбор в 2700 рублей или 60 евро, а если рейс начинается за границей (в том числе обратный в Россию) – еще и 10 процентов от цены. За неявку на регистрацию пассажир дополнительно штрафуется на сумму от 25 до 300 евро.

Напомним, что еще в 2011 году Верховный суд России рассмотрел заявление петербургского турагентства «33 удовольствия» о законности поборов авиакомпаний, но не нашел во введении «штрафов» (именуемых тарифом за возврат) нарушений прав потребителей.

На юг через север

Сразу после присоединения Крыма российские власти решили открыть новый регион для соотечественников. «Мы должны обеспечить стоимость авиабилетов для Крыма на уровне 7 тысяч рублей, плацкарты – на уровне 2 – 2,5 тысячи», – заявил в конце апреля президент России Владимир Путин. А по оценкам Федерального агентства по туризму, в течение лета и осени этого года в Симферополь съездит около 200 тысяч россиян.

Для реализации этой идеи авиакомпаниям были выделены многомиллионные бюджетные субсидии, но затронут они только жителей 32 городов. «Санкт-Петербурга и Москвы среди них нет: видимо, считается, что спрос в обеих столицах на рейсы в Крым и так большой, а доход граждан позволяет купить билеты без государственных дотаций, – говорит аналитик агентства «Виратон» Роман Захаров. – Но даже во многих городах, которые вошли в списки, пассажиры бьют тревогу: цена билетов по-прежнему слишком высока. Росавиация предлагает увеличить финансирование госпрограммы субсидий для крымского направления. Иначе не только не хватит недорогих билетов, но и авиакомпании могут разочароваться. Первый сигнал уже есть: на ряде направлений рейсы так и не начались».

Петербуржцы, желающие улететь в Симферополь в ближайшее воскресенье, должны будут выложить только за билет в один конец минимум 12 тысяч рублей (пересадочный рейс длительностью 16 часов) или 16,5 тысячи за «прямое сообщение». Роман Захаров предлагает «обходные» пути, в том числе через Петрозаводск: рейсы выполняются по вторникам и четвергам, билеты стоят от 8,5 тысячи рублей, еще в тысячу обойдется поезд до столицы Карелии. За 5 тысяч можно купить билет в Крым из Череповца и так далее.

По данным Росстата, пассажирооборот воздушного транспорта ежегодно растет на 12-15 процентов, тогда как качество неуклонно снижается – по последним оценкам, только три четверти рейсов отправлялись своевременно. Кроме того, за последний год цены на билеты из Санкт-Петербурга (экономкласса в расчете на 1000 км) выросли на 14,5 процентов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях