Сотовые операторы не вправе в одностороннем порядке менять тарифы и обязаны в десятидневный срок возвращать остаток аванса по требованию абонента. К такому выводу пришел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Жалобы на ОАО «Мегафон» подали его клиенты. Так, Константин Х. просил признать незаконным повышение стоимости услуг на тарифном плане «ISIC Лайт»: на момент подключения она составляла 0,35 рублей за минуту, но после повысилась сразу до 1,25 (за первую минуту). Более того, компания переименовала тарифный план, еще больше запутав клиента.
Отвергая эти претензии, оператор ссылался на одобренные самим абонентом условия оказания услуг связи (договор), которые позволяют компании менять тарифы в одностороннем порядке, не менее чем за десять дней опубликовав сообщение об этом на сайте и в выбранных федеральных газетах.
Рассмотрев жалобу Константина Х., управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу пришло к выводу о незаконности действий ОАО «Мегафон» и ничтожности навязываемых абонентам условий договора. Эти доводы поддержал и арбитражный суд, подтвердивший установленный Гражданским кодексом РФ запрет на односторонний отказ от выполнения обязательств или изменения его условий. Также служители Фемиды отвергли ссылку компании на утвержденные правительством России Правила оказания услуг подвижной связи, поскольку они предоставляют оператору право «самостоятельно формировать цены на предлагаемые потребителям услуги связи, а не на одностороннее изменение действующего (согласованного с абонентом) тарифа (иных условий) в рамках конкретного договора», – заключила судья Елена Константинова.
Решение арбитража 14 июня вступило в законную силу, но ОАО «Мегафон» убеждено в своей правоте и намерено оспорить его в вышестоящей инстанции. Компания планирует требовать восстановления срока подачи жалобы, пропущенного из-за задержки публикации судебного акта.
Также нарушением признали задержку возврата отказавшемуся от услуг оператора абоненту внесенных в качестве аванса денежных средств. Налагая административный штраф, чиновники надзорного ведомства апеллировали к Закону РФ «О защите прав потребителя», который обязывает исполнителя вернуть аванс в десятидневный срок. «Доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО «Мегафон» необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства ... в материалы дела не представлено», – 20 июня констатировала судья Елена Синицына.
В пресс-службе компании отмечают, что наказывая оператора за несвоевременный возврат аванса, Роспотребнадзор сам признает, что этот срок нормативно не урегулирован, и намерен инициировать внесение соответствующих изменений в законодательство. «То есть на данный момент, в связи с отсутствием каких-либо норм, регламентирующих срок возврата аванса, нарушение законодательства отсутствует», – убеждены в ОАО «Мегафон».