С наступлением тепла горожане зачастили на пикники. Фрукты, вино, мясо, мангалы. Группы в соцсетях и некоторые СМИ даже советуют, какие городские парки удобнее для этих целей. Однако не все знают, что самодельный шашлык в городе почти под запретом. В этом убедились корреспонденты «Фонтанки», побывав на специальном рейде, организованном в Калининском районе
С наступлением солнечных дней горожане зачастили на пикники. Фрукты, вино, мясо, мангалы. Группы в соцсетях и некоторые СМИ даже советуют, какие городские парки удобнее для этих целей. Однако не все знают, что самодельный шашлык в городе почти под запретом. В этом убедились корреспонденты «Фонтанки», побывав на специальном рейде, организованном в Калининском районе.
Среди удобных для изготовления мяса на углях парков в группах соцсетей перечислены: парк Сосновка, Шуваловский парк, Приморский парк Победы, парк Александрино, парк Интернационалистов, Ржевский лесопарк и так далее. Немногие знают, что на самом деле ни жарить шашлыки, ни валяться на травке в городских садах и парках нельзя. Периодически районные и местные чиновники напоминают об этом жителям, устраивая специальные выезды. На один из таких рейдов в Калининском районе поехали и корреспонденты «Фонтанки».
Шашлыки на Пискаревке
В парк Пискаревка мы выехали на полицейском УАЗике: двое полицейских, стажер, сотрудник администрации Калининского района и корреспонденты «Фонтанки». Уже на подъезде к зарослям проверяющие стали присматриваться: бадминтон, загорающие, мамы с колясками… ага, дым. На обочине леса припарковали машину, прошли мимо кладбища (место, пожалуй, действительно для шашлыков не лучшее) прямо на запах свежеприготовленного мяса.
Возглавлял небольшую процессию, предвещающую сорванный отдых, заместитель начальника отдела по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации Калининского района Роман Киселев. На первый взгляд он казался наидобрейшим человеком: от шуток и улыбки его усы весело подпрыгивали вверх. Но, когда дело дошло до жарящих в парке шашлыки, все поменялось.
– Не разжигайте костры, а то составим протокол. Затушите. На первый раз предупреждение, потом может быть штраф от 3 до 5 тысяч рублей, – погрозили первой попавшей под раздачу компании. Поглядев на полицию и на уже приготовленное мясо, отдыхающие послушно залили мангал водой. Рядом, около небольшого пруда пилил бревна пожилой мужчина.
– А вы что, для костра? – столь же грозно спросил Киселев.
– Нет, что вы. Утка скоро выведет птенцов, ей неудобно в пруду с бревнами плавать, – быстро заговорил пенсионер, поняв, что перед ним районный чиновник, приготовился изложить свое видение проблем лесопарка, однако процессия уже потеряла к нему свой интерес и двинулась дальше.
Затушить угли пришлось и еще двум компаниям, до которых удалось допрыгать через канавы чиновнику и полицейским. Все делали это покорно, лишь изредка переспрашивали: «А что, шашлыки недавно запретили?». Добравшись до очередной полянки, откуда шел душистый запах жареного мяса и валил дымок, Киселев решил: «Этим выпишем протокол».
– Костер запрещен, затушите. Вы нарушаете закон. Ваши документы? – громогласно прервал пикник семьи из трех человек Киселев. Две женщины и мужчина были явно не из тех, кто носит паспорта в лес.
– Документов с собой нет, да и ведь это не костер, – удивились они. – 5 лет здесь шашлыки жарим, все было нормально. На входе в парк нигде не написано, что шашлык жарить нельзя.
– А покажите закон? На каком основании? – возмутился мужчина. Киселев открыл папку и зачитал: – Согласно статье №31 административного кодекса Санкт-Петербурга нарушение правил поведения в садах и парках карается штрафом от 3 до 5 тысяч рублей. А в разработанных комитетом по благоустройству правилах сказано: «запрещено разжигание костров».
Семья разделилась: мужчина пошел звонить знакомым полицейским и, видимо, консультироваться с ними о толковании закона. Женщины оказались бойчее, сообщили данные о себе, расписались в протоколе и были намерены выяснять основания запрета при дальнейших разбирательствах. Согласно выписанному протоколу, им предстоит прийти в комиссию при администрации, где их (что вероятнее всего) либо пожурят и отпустят, либо выпишут штраф.
Пока полицейские и чиновник проверяли данные и составляли протокол, почуяв неладное, собрали вещи и покинули парк оставшиеся любители пикников.
– Приятного аппетита, – попрощался с семьей Киселев.
– Какой тут аппетит, шашлык посреди горла встал, – ответили ему.
На этом слуга народа решил, что профилактическое мероприятие можно закончить, да и ловить в этой части парка было уже некого.
О шашлычном законе
Разжигание костров регламентирует несколько законодательных актов. Один из них – закон Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, согласно которому штраф могут выписать тому, кто нарушил правила пользования садами и парками города. В самих правилах говорится о том, что на территории нельзя загорать, разводить костры, вырубать деревья, распивать алкоголь.
Помимо этого, в запасе у чиновников еще один акт: «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»: на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляется введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок. А «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» регламентируют, что разжигание костров возможно лишь на расстоянии не менее 50 метров от строений.
Неясным остается и другой момент: можно ли считать мангал с углями костром? Неофициально сотрудники МЧС и районные чиновники соглашаются: законодательный пробел есть, поэтому каждый из власть имущих понимает закон так, как ему выгодно, на всякий случай собеседники «Фонтанки» добавляют: можно, если что, спросить с отдыхающих за благоустройство или за распитие спиртных напитков.
Впрочем, вопросом «считается ли уголь открытым огнем» задаются не все. Например, Роман Киселев из Калининского района уверен в равнозначности терминов. В его вотчине намерены и дальше бороться с шашлычниками силами муниципальных чиновников, полицейских и сотрудников районной администрации. Рейды обещают проводить по выходным, согласно погодным условиям.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»