«Прохожий! Остановись!» - написано на камне у трассы Рощино - Цвелодубово. В выходной можно простоять пятнадцать - двадцать минут и все-таки не найти возможности сфотографировать его, потому что останавливаются машины, люди выходят, чтобы почитать написанную тут историю гибели двух танкистов. Памятнику меньше недели. «Мы только-только его поставили, а на второй день уже появились цветы, потом еще цветы, кто-то вот принес и положил сигареты», - говорит Сергей Загацкий, руководитель проекта по созданию мемориальной зоны. "70 лет назад, в июне 1944 года, в бою с финнами тут погиб экипаж Т-60. У этого танка легкая броня, огня финского противотанкового ружья он не выдержал", - поясняет историк Баир Иринчеев.
70 лет назад, 12 июня, здесь, около поселка Лебяжье, начался прорыв финской линии обороны VT. О ней известно меньше, чем о линии Маннергейма, но это был мощный, хорошо укрепленный рубеж. Бой по его прорыву продолжался несколько дней, после первой удачи нашим частям пришлось отбивать финскую контратаку, и только тогда финское командование принимает решение об отступлении на Выборг. Именно эта битва (в историю она вошла как битва при Куутерселькя (Kuuterselka) стала решающей в финско-советском военном противостоянии. Уже осенью 1944 года Финляндия заключила перемирие с СССР и начала военные действия против Германии. «Вот тут недалеко погиб наш командир», - вспоминали сегодня участники тех боев.
Памятник битве при Куутерселькя уже давно стоит в Лебяжьем, а сегодня, 12 июня, в нескольких километрах от поселка открылась мемориальная зона, созданная поисковиками и сотрудниками музея Карельского перешейка. По лесу, выросшему за последние 70 лет (тогда, во время боя, его не было, он был вырублен), перешагивая через рытвины, набредая на камни - те самые, которые финны 70 лет назад поставили тут как препятствие против советских танков, – можно подойти к восстановленной финской линии обороны. Погулять, посмотреть на мощные укрепления, прочитать рассказы на стендах. Послушать тихий сосновый лес. А можно приехать с рабочими перчатками, инструментами и помочь организаторам – весь мемориал создавался хоть и при поддержке властей Ленинградской области, но все-таки по инициативе поисковиков, историков и их помощников. «Все время находятся люди, которые делают для нас те или иные вещи бесплатно. Нам сварили стенды, отпечатали фотографии», - рассказывал Сергей Загацкий. Но работы в мемориальной зоне еще очень много.
Уже насыпаны дорожки, вырыты и укреплены траншеи, стоят информационные щиты с рассказами о гремевших тут 70 лет назад боях. Вся информация продублирована на финском. Как дублировалась на финский и вся церемония 12 июня .
В мемориальной зоне установлен стенд с историей финского медбрата Сетти Херманни Маннинена. Он вернулся за ранеными и погиб, его нашли и опознали несколько лет назад. Останки уже переданы в Финляндию, а родные написали специальное письмо, подтвердив, что они не возражают против такого увековечивания. Сергей Загацкий объясняет – хотя непонятно, нужно ли это объяснять, - зачем ставить памятник, пусть и скромный, финскому военнослужащему. Он говорит, что прошло семьдесят лет и хватит воевать, тем более воевать с мертвыми. Война развязывается наверху, а люди, которые идут в бой, выполняли свой долг.
Памятник двум танкистам у дороги – это еще одна удача поисковиков. О гибели командира экипажа, Николая Фадеева, было известно, его отец после войны оставил тут страшную по своей горечи надпись. А вот судьба Юрия Харитонского долго оставалась тайной, его имени не было в списках погибших, «фактически вычеркнули», говорят поисковики. О его гибели удалось узнать только после того, как стали доступны архивы. Сегодня на церемонию открытия памятника приехали его родные. Первыми положили цветы к камню.
Родных Николая Фадеева тоже пригласили на церемонию, но они приехать не смогли. Они живут в Луганской области. У них война.
Координаты мемориальной зоны для навигатора:Широта: 60°18′4.98″N (60.301383), Долгота: 29°34′25.16″E (29.573656). Возможны отклонения +-50-70 м.