Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Конкорд» наследует «Оборонсервису»

«Конкорд» наследует «Оборонсервису»

6 770
Источник:

После объявленной министром реорганизации «Оборонсервиса» многомиллиардные бюджетные ассигнования на содержание военных казарм, общежитий и котельных вновь могут быть монополизированы. Известный ресторатор Евгений Пригожин готов взять на себя тяжкое бремя реновации и эксплуатации военных городков. В Министерстве обороны благосклонно отнеслись к его предложению освоить несколько бюджетных триллионов и готовы лоббировать изменения в законе, который до сих пор не разрешал отдавать в концессию военные объекты.

В начале июня 2014 года министр обороны Сергей Шойгу предложил преобразовать скандально известную компанию «Оборонсервис», отметив, что «в работе ее предприятий был выявлен целый комплекс проблем». Гигантский концерн, который управлял деятельностью открытых акционерных обществ «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка», ответственность которого простиралась от ремонта вооружения до стирки портянок и от теплоснабжения казарм до пирожков в солдатских чайных, не справился и проворовался.

«Мы окончательно пришли к выводу, что в той структуре, в которой существовал «Оборонсервис», он не может эффективно выполнять задачи, но и возврата к старому не может быть и не будет», — вторит министру отвечающий за материально-техническое обеспечение армии его заместитель Дмитрий Булгаков.

Возражений не предполагалось: масштабные хищения, выявленные в структуре «Оборонсервиса» в 2012 году, стоили поста предыдущему министру обороны Анатолию Сердюкову и свободы нескольким его подчиненным.

«Фонтанка» выяснила, кто с согласия Минобороны расчитывает получить солидный куш, отнятый у реформируемого суперхолдинга. В ближайшее время функции входящих в «Оборонсервис» ОАО «Славянка», ООО «Оборонстрой» и ОАО «РЭУ» в части реконструкции и обслуживания военных городков может взять на себя частная структура.

Предполагаемый бюджет создаваемой государственно-частной милитаризованной монополии можно определить приблизительно исходя из сумм, выделяемых ежегодно правительством на содержание военных городков. Летом 2012 года председатель правительства Дмитрий Медведев говорил, что при утвержденных ассигнованиях в 61 миллиард рублей в год истинная потребность военных городков в финансировании составляет 130 миллиардов рублей. Если верить хакерам из группы «Анонимный интернационал», которые утверждают, что смогли взломать электронный почтовый ящик одного из разработчиков проекта, затраты на капитальный ремонт, строительство и обслуживание военных городков в соответствии с действующим бюджетом составляют 243,45 млрд. рублей в год.

Коммерческая структура, которая может претендовать на получение концессии — ООО «Мегалайн». Учредителем этой малоизвестной фирмы является ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» Евгения Пригожина.

Никаких преимуществ для Пригожина

О том, что в Минобороны готовятся к передаче на основании концессионных договоров сотен своих военных городков «Мегалайну», который проведет их реконструкцию, а затем будет обслуживать на протяжении 20 или 25 лет, впервые стало известно из документов, выложенных в Сеть группой «Анонимный интернационал». Последний периодически делает достоянием общественности электронную переписку, как утверждается, сотрудников «Конкорда».

Из массива электронных писем за подписью Роман Ковалев (до мая 2014 года персонаж с таким именем значился как начальник юридической службы «Конкорда»), усматривается хитрый план. Якобы Евгений Пригожин обратился к Сергею Шойгу с предложением перестроить работу по обеспечению военных городков. Основным механизмом должно служить заключение концессионных договоров, сначала — в качестве нескольких пилотных проектов, затем — на все военные городки, коих сегодня в российской армии около 650.

Так как действующий «Закон о концессионных соглашениях» не предусматривает в качестве объектов подобных правоотношений военных городков, в него были подготовлены изменения. Законотворческий процесс исходя из представленных документов выглядит так: юристы «Конкорда» готовят пакет поправок, «Конкорд» передает их в министерство, министерство через правительство вносит их 11 февраля 2014 года в качестве законопроекта в Государственную думу.

В протоколах совещаний, которые проводились весной 2014 года с участием руководства заинтересованных департаментов Минобороны и «Мегалайна», некоторые пункты настораживали. Например, решение, поручающее «Мегалайну», предполагаемому участнику конкурсной процедуры, самому конкурсную документацию и разработать. Чтобы развеять недостойные предположения о возможных конкурентных преимуществах, «Фонтанка» постаралась связаться с участниками переговорного процесса.

Генеральный директор «Мегалайна» Максим Машканцев, услышав вопрос о концессионном проекте в отношении военных городков, попросил перезвонить через 10 минут. И больше не брал трубку. По телефону Евгения Пригожина ответила, видимо, помощница, которая уверенно заявила, что «мы военными городками не занимаемся», но все-таки пообещала доложить вопрос шефу, который «на совещании», уточнить и перезвонить. Пока ответа нет. Подтверждение концессионных прожектов нашлось в военном ведомстве.

Руководитель департамента имущественных отношений Министерства обороны Дмитрий Куракин объяснил корреспонденту «Фонтанки», что планы развития военных городков на основе концессионных соглашений существуют, а необходимость государственно-частного партнерства кроется в многолетнем забвении этой проблемы: «Дело в том, что военные городки достались современной армии в наследство фактически от советского периода (давайте говорить прямо, последние 20 лет средств в них практически не вкладывалось). Нас это категорически не устраивает. Чтобы привести городки в порядок за короткий срок, требуются колоссальные бюджетные инвестиции. Такие, каких в ближайшее время мы себе позволить не можем. Поэтому мы анализируем различные способы инвестирования.

Рассматриваются два способа — контракт жизненного цикла и концессии. Департамент имущественных отношений занимается концессией. Мы подготовили поправки в федеральный закон о концессиях, в соответствии с которыми хотим прямо распространить его действие на возможность реконструкции военных городков. Как только эти изменения будут приняты, мы подготовим конкурсную документацию, внесем её в правительство, а после утверждения проведем концессионный конкурс и привлечем партнера, который вложит свои средства в реконструкцию военных городков. Минобороны будет расплачиваться за их эксплуатацию в течение некоторого периода, может быть, и 20, и 25 лет».

В том, что партнером федерального министерства в разработке механизма реновации сотен военных городков является конкретная коммерческая организация, которая сама собирается участвовать в конкурсе на заключение концессионных договоров, Дмитрий Куракин не видит ничего страшного.

«Ничего незаконного. Евгений Пригожин обратился к министру обороны с такой инициативой. Предложил помощь в разработке финансово-экономической модели будущей концессии, в подготовке конкурсной документации. Мы от этой помощи не отказываемся, так как видим, что никаких преимуществ Пригожину это не даст».

Можно предположить, что военные будут не менее беспристрастны, чем при заключении многочисленных контрактов на питание военнослужащих с ООО «МедСтрой» и «Главная линия». Так же, как и в случае с «Мегалайном», в названии этих компаний нет намека на «Конкорд», а то, что учредителем компании является близкая родственница Евгения Пригожина, — не криминал.

Строительная фирма как субъект законодательной инициативы

На сегодняшний день внедрению концессионного механизма мешает закон. В перечне объектов, которые могут служить предметом концессионного соглашения, военные городки отсутствуют.

Насколько можно судить из украденной хакерами переписки, цель «Конкорда» – внести в этот перечень «объекты, предназначенные для постоянного проживания военнослужащих и членов их семей, а также для обеспечения жизнедеятельности указанных лиц, в том числе объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск».

Противники этой позиции считают, что, в соответствии с поправками, принятыми в первом чтении 16 апреля 2014 года, список возможных объектов концессии уже стал открытым, так как в нем предусмотрено «иное недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением». С точки зрения «Конкорда» эта формулировка оставляет некоторую правовую неопределенность, а соответственно — повышает инвестиционные риски.

Второе чтение внесет ясность в лоббистские возможности Евгения Пригожина, которые представляются весьма высокими – во всяком случае, по данным хакеров, представители ООО «Мегалайн» принимали участие в обсуждении поправок профильным комитетом Госдумы. Правда, председатель комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский затруднился сказать, кто конкретно принимал участие в обсуждениях, и фамилии Пригожина или компании «Конкорд» в этой связи не припомнил.

Пилотный эксперимент

Пока изменения в закон не утверждены, предполагается начинать работу в рамках пилотного проекта в соответствии с правовой моделью «контрактов жизненного цикла», что, видимо, представляется «Конкорду» менее интересным, зато не требует внесения изменений в законодательство.

Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» Дмитрий Куракин, пилотный проект по схеме контракта жизненного цикла (КЖЦ) отличается от концессионного соглашения: по КЖЦ компания-подрядчик помимо стройки берет на себя обязательства на оказание дополнительных услуг в ходе эксплуатации объекта. «На примере этих городков делаются определенные экономические расчеты», – пояснил Дмитрий Куракин, отметив, что это направление находится в сфере ответственности департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО.

Начались ли уже работы по проектам, выяснить не удалось. Корреспондент смог связаться с заместителем руководителя профильного департамента, полковником Дмитрием Малярчуком, и спросил, как осуществляются пилотные проекты, тем более что, по данным «Анонимного интернационала», некоторые из планируемых к участию в эксперименте площадок расположены под Петербургом — это военные городки в Красном Селе и в Сертолово.

«Что-то звучало, – ответил полковник, – но не знаю. Я неделю в командировке в Омске. Осуществляется ли пилотный проект, не знаю».

Директор филиала «Санкт-Петербургский» ОАО «Славянка» Юрий Халиуллин утверждает, что пока в его хозяйстве об этом неизвестно: «Пока нет таких данных. Нет указаний, нет директивы. Но в принципе это возможно».

Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях