С 1 июня 2014 года ужесточается Федеральный закон об охране здоровья граждан от табачного дыма. В ближайшее воскресенье он выгонит курильщиков из баров, ресторанов и гостиниц в личные квартиры и на улицу, где тоже дымить можно уже не везде. По смыслу закона, под открытым небом должны появиться выделенные курилки. К ним даже разработали строгие требования. Однако по факту законодатель забыл разделить уличное пространство между курильщиками и их противниками.
За отсутствие знака – штраф
Вторая порция ограничений антитабачного закона ФЗ № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступает в силу в воскресенье, 1 июня 2014 года. Бьет (или защищает, как уж посмотреть) она по миллионам петербуржцев (43 процента из них курят) и представителям ресторанного бизнеса (в Петербурге под новые санкции попадают не меньше 5 тысяч кулинарных и питейных заведений). С лета запрещается курить:
в помещениях жилищных и гостиничных услуг;
в помещениях бытовых, торговых услуг, общественного питания, рынков, нестационарных торговых объектов;
в пассажирских поездах дальнего следования и на судах дальнего плавания;
на пассажирских платформах, используемыех исключительно для пригородного сообщения.
Эти места добавили к прежним, ограничения по которым ввели год назад: территории и помещения образования, культуры, по делам молодежи, физкультуры и спорта, медицины, помещения госвласти и органов местного самоуправления, территории общего пользования многоквартирных домов, лифты, рабочие места и рабочие зоны, пляжи, объекты транспорта, а также места на открытом воздухе в 15-метровом радиусе от входов в помещения вокзалов (ж/д, авто-, авиа-, морских, речных и станций метрополитена).
Свободные от табака территории, здания и объекты по 5-му пункту 12-й статьи ФЗ оснащаются знаком о запрете курения. Его вид стандартизирован – красный круг с дымящейся сигаретой внутри, перечеркнутой по диагонали красной же чертой.
Административный кодекс предполагает штраф до 20 тысяч рублей для должностных лиц и до 60 тысяч для юрлиц за несоблюдение требований к знаку и порядку его размещения. Получается, все «бестабачные» объекты, в том числе многоквартирные дома, и территории под угрозой штрафа должны быть облеплены запрещающими знаками. В отличие от той же Европы, где символами отмечают разрешенные места. Так, кажется, практичнее, потому что их по определению меньше.
Размытое представление
Так как закон явно имеет запретительный уклон, с перечнем разрешенных мест возникают коллизии. Например, ФЗ формально позволяет курить у выходов из метро, вокзалов и аэропортов, хотя четко это не прописано.
У курильщика вообще довольно размыто представление о том, где он может подымить без последствий. Прямо в законе указаны только два специфических места, явно не затрагивающих основную аудиторию. При согласии собственника имущества допускаются специально выделенные места на пассажирских судах дальнего плавания и на территории многоквартирного дома – на открытом воздухе или в изолированном помещении с вентиляцией. Круизными лайнерами, конечно, пользуются, но не массово, а дома в крайнем случае человек может покурить в окошко или на балконе.
Основное противоречие в законе связано с улицами. По смыслу статьи 12 ФЗ, под открытым небом должны быть оборудованные курилки. К ним министерства регионального развития и здравоохранения прошлым летом разработали специальные «Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака». Включают они в обязательном порядке знак «Место для курения», пепельницы, искусственное освещение (в темное время суток), информационные материалы о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.
На данный момент ни ФЗ, ни подзаконные акты федерального и регионального значения не определяют, кто будет выделять и оснащать места. В Петербурге, по крайней мере, адресная программа уличных курилок отсутствует. Уличное пространство (тротуары, скверы, парки и пр.) в основном находится в государственной собственности. В КУГИ «Фонтанке» пояснили, что прямого запрета на уличное курение нет, поэтому нет необходимости в выделении и оборудовании специальных мест.
По аналогии с улицей, нет прямого запрета на курение в непосредственной близости от ресторанов, баров, кафе и гостиниц, если они не находятся на территории санаториев и пляжей. Владельцы заведений с согласия собственника имущества могут выйти из положения обустройством скамеек или террас при соблюдении требований к курилкам.
Надзор
В черте Петербурга составляют и рассматривают административные протоколы четыре ведомства – МВД (при правонарушениях на открытом воздухе), государственная жилищная инспекция (в многоквартирных домах), Роспотребнадзор и Госпожнадзор. Суды этой миссией не наделены.
Довольно странно в этом перечне выглядит Госпожнадзор, который в Петербурге представлен управлением надзорной деятельности ГУ МЧС. В его задачи и функции входит контроль за пожарной безопасностью, соответствием лицензионных требований и соблюдением требований в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Защита нации от табачного дыма с правом штрафовать горожан и юрлиц не подходит ни под одну задачу, а про пожарную безопасность в антитабачном законе не сказано.
Кроме того, управление надзорной деятельности, в котором работают 300 инспекторов, составило план проверок на 2014 год. В нем порядка 10 тысяч объектов. Ни по одному из них в графе «цель проверки» не указан контроль за соблюдением ФЗ-15, а при таком объеме работы беготня за курильщиками кажется малоперспективной.
То же самое касается управления Роспотребнадзора в Петербурге. Годовой план проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей состоит из 4962 пунктов, но в целях нет ни одной ссылки на антитабачный закон, только соблюдение «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О защите прав потребителей». Впрочем, пожнадзору и потребнадзору с санкции прокуратуры разрешается проводить внеплановые проверки по заявлениям и обращениям граждан.
Боярскому все равно
Наказание для нарушителей прописано в 6-й главе КоАП – «Правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность». Статья 6.24 обещает гражданам 500 – 1500 рублей штрафа, за курение на детских площадках – 2000 – 3000 рублей.
К юрлицам авторы антитабачного закона обращаются статьей 6.25. Неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил на своих территориях грозит штрафом 60 000 – 90 000 рублей.
Ресторатор Татьяна Поподько в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» предположила, что нововведения дают повод для провокаций:
«Допустим, посетитель закуривает сигарету. Администратор пикнуть не успеет, а в ресторан заходит контролер. Так как протоколы рассматривают не суды, а сами же надзорные органы, которые заинтересованы в наложении штрафов, факт провокации доказать сложнее».
Перед 1 июня народный артист РСФСР и лидер движения за права курильщиков Михаил Боярский обнажил мушкетерскую шпагу и готов к бою. Об этом свидетельствует короткий, но емкий разговор с корреспондентом «Фонтанки».
– Вы готовы платить 1500 рублей за каждую выкуренную сигарету?
– Сколько угодно.
– Как вы относитесь к тому, что в городе до сих пор не подготовили площадки для курения?
– Мне все равно.
– Вы готовы к тому, что за вами начнут охоту сразу четыре господразделения?
– Пускай. Я этот закон не воспринимаю всерьез. Как всегда, стрельба из пушки по воробьям. Идея благородная и гуманная, но воплощение – как всегда. Подрывает уважение к законодателю. Сначала бы почву подготовили.
– Что вы имеете в виду?
– Надо прежде убрать с улиц весь транспорт и запретить курение в полиции, армии, медицине и педагогике и посмотреть, что будет.
Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"