Бизнес Петербург снизил импорт на 1,2 млрд долларов

Петербург снизил импорт на 1,2 млрд долларов

366
Петербург снизил импорт на 1,2 млрд долларов | Источник: "Фонтанка.ру"Петербург снизил импорт на 1,2 млрд долларов | Источник: "Фонтанка.ру"
Источник:
"Фонтанка.ру"

В первом квартале 2014 года импорт товаров в Петербург снизился на 14,4% – 7,1 млрд долларов против 8,3 млрд за аналогичный период 2013 года. Такие данные обнародовало Северо-Западное таможенное управление. На 800 млн долларов упал импорт станков и автомобилей, ввоз продовольствия – на 200 млн. Эксперты говорят о девальвации рубля и рецессии, которую переживает петербургская экономика.

Северо-Западное таможенное управление закончило обработку данных по внешней торговле Петербурга в первом квартале 2014 года. Выводы ведомства оказались вполне ожидаемыми: по сравнению с аналогичным периодом 2013 года падение импорта составило 14,4%: если в 2013 году было ввезено товаров на общую сумму в 8,3 млрд долларов, то в 2014-м – только на 7,1 млрд. Как замечают в СЗТУ, «это самый низкий показатель импорта с 2011 года».

Самое серьезное падение произошло в сфере импорта оборудования для промышленных предприятий, транспортных средств и автокомпонентов: минус 21%, или 3 млрд долларов вместо 3,8 млрд в 2013 году. Ввоз продовольствия сократился на 11,1% и составил 1,7 млрд, а одежды и обуви – на 3,7% (464 млн против 482 млн). Наконец, падение фиксируется в области импорта черных и цветных металлов – минус 21,4%, или 445 млн долларов против 566.

Статистика по странам выглядит следующим образом: если в 2013 году из Кореи и Японии петербургские предприятия ввезли автокомпонентов на сумму в 533 млн и 616 млн долларов соответственно, то в 2014-м – на 497 млн и 400 млн. Из Германии, откуда, по данным СЗТУ, в основном ввозится промышленное оборудование, поступило товаров на 525 млн долларов, что на 120 млн меньше показателей 2013 года. На 200 млн снизился импорт из Китая: 1,6 млрд против 1,8 млрд. При этом Финляндия в целом сохранила прошлогодние показатели: 343 млн в 2014-м против 348 в 2013 году, а США, вопреки всем политическим событиями, наоборот, улучшили: 279 млн против 241 млн.

Эксперты не удивлены падением объемов импорта и видят в этом несколько причин. Первая – девальвация рубля, которая стала причиной ускорения инфляции: по данным Петростата, за первый квартал стоимость продуктов выросла на 5,3%. «Серьезная девальвация рубля в первом квартале не оставила никаких шансов на сохранение прежних объемов импорта резко подорожавших продовольственных товаров. Потребители оперативно оценили ситуацию и сместили свой акцент либо на более дешевые (в том числе отечественные) аналоги, либо вовсе исключили ряд продуктов из своей корзины», – отмечает ведущий аналитик банка «БФА» Дмитрий Жданов. Аналогичная ситуация касается и иностранной одежды с обувью.

Вторая – экономическая рецессия, которую испытывает Петербург. Напомним, что, согласно данным Петростата, за три месяца 2014 года падение индекса промпроизводства составило 6,3%. В этих условиях предприятия, например, неизбежно сокращают свои инвестиционные программы и приостанавливают закупку зарубежных станков и другого оборудования. Впрочем, как говорят в профильном комитете по промышленной политике, некоторые сокращают закупки импортных станков не только из-за увеличения цены. «Стоимость важна, но не всегда. Компании пока опасаются покупать оборудование: вдруг санкции ужесточатся, и наступят проблемы с обслуживанием или комплектующими», – рассказал глава комитета Максим Мейксин.

Кроме того, иные причины эксперты видят и в сокращении поставок автокомпонентов. «За последний год у некоторых предприятий автокластера увеличилась доля локализации – соответственно, импорт некоторых автокомпонентов стал менее актуальным», – говорит гендиректор агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. В частности, по некоторым оценкам, завод Nissan за минувший год увеличил локализацию на 5 – 10%, GM и Toyota – на 1 – 2%. Впрочем, свою роль сыграло и снижение производства автомобилей за первый квартал на 3%. Наконец, по мнению Чаплыгина, часть автокомпонентов на завод Ford в Ленобласти поставляется через Петербург, что также повлияло на статистику импорта: сейчас предприятие выпускает на 30% меньше, чем год назад.

Будущее импорта

Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», отмечают, что в дальнейшем объем импорта может снижаться меньшими темпами, в том числе за счет стабилизации курса рубля. Хотя говорить о восстановлении импорта пока рано, тем более в условиях экономической рецессии. «В ближайшие несколько месяцев падение импорта, скорее всего, продолжится, отражая низкую деловую активность в регионе. Укрепляющийся рубль теперь, наоборот, должен выступить дополнительным фактором для замедления темпов снижения», – говорит финансовый аналитик ОАО «ИК «Доходъ» Владимир Киселев.

По мнению начальника аналитического управления компании «Энергокапитал» Александра Игнатюка, тенденция по снижению импорта продолжится еще 5 – 6 месяцев. «Если говорить о пике снижения, то это, скорее всего, март-апрель, в мае темпы сокращения торгового оборота уже будут значительно ниже, а ближе к третьему кварталу мы будем наблюдать небольшие темпы сокращения», – уверен эксперт. По его мнению, в дальнейшем в случае стабилизации ситуации в экономике восстановление импорта автокомпонентов и оборудования может быть значительным и резким, как это наблюдалось после кризиса 2008 года.

При этом петербургская экономика вряд ли сможет быстро и оперативно заменить дорогие импортные товары российскими, что признают даже в Смольном. «Полагаем, что тенденция по импортозамещению сохранится, пусть и не столь скорыми темпами, как хотелось бы: перестройка промышленности на внутренний рынок происходит не моментально», – говорит заместитель председателя комитета по экономической политике Татьяна Тимофеева. С ней согласен и глава комитета по промышленной политике Максим Мейксин.

«В сфере машин и оборудования оперативное импортозамещение невозможно по причине слабой диверсификации российской экономики. К тому же на этом рынке спад носит скорее конъюнктурный характер, связанный в большей степени со слабым спросом, чем с падением российской валюты. В сфере продовольствия замена иностранной продукции российской может быть гораздо проще», – отмечает Владимир Киселев. Добавим, что летом по традиции значительно падает доля импортных овощей и фруктов.

Падение Украины

Если импорт товаров в Петербург в первом квартале снизился, то экспорт из нашего города, наоборот, вырос. Если в 2013 году он составил 4,4 млрд долларов, то в 2014 году – 5,1 млрд. При этом основная доля всего экспорта, естественно, приходится на нефтепродукты, которые отгружаются через Петербург: согласно статистике СЗТУ, речь идет о цифре в 3,3 млрд долларов. На втором месте находится экспорт станков и автомобилей (615 млн, или плюс 90%), на третьем – продажа черных и цветных металлов (400 млн против 312).

При этом катастрофическим оказалось падение экспорта на Украину, куда из Петербурга вывозится продукция автокластера и продукция машиностроения: если в первом квартале 2013 года в эту страну было поставлено товаров на 188 млн долларов, то в 2014 году – только на 71 млн. При том, что импорт из Украины остался почти на прежнем уровне – 126 млн против 115 млн в 2013 году. По статистике, в основном в Петербург из этой страны поставляются комплектующие для оборудования промышленных предприятий. Там, например, покупает запчасти петербургский завод вертолетных двигателей «Климов». Как рассказывает собеседник «Фонтанки» в Смольном, определенные задержки в поставках из Украины были, но существенного влияния на работу заводов они не оказали.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5