В данный момент во всех аэропортах Еврозоны действуют жесткие ограничения на провоз жидкостей в ручной клади. Согласно правилам, все жидкие вещества могут перевозиться в контейнерах объемом не более 100 мл, собранных в пластиковый пакет общим объемом не более 1 литра. Пакет должен быть запечатан и не привязан к багажу. Каждый авиапассажир может перевозить с собой только один такой пакет и должен быть готов представить его на отдельный осмотр во время прохождения пункта охраны.
Если жидкость не может быть расфасована в такие контейнеры и помещена в пакет, то ее необходимо поместить в багаж, который сдается на стойке регистрации. В понятие «жидкости» при этом включены любые напитки, сиропы и супы, а также кремы, лосьоны, масла, парфюм, блеск или бальзам для губ, тушь для ресниц. Кроме того, в список жидкостей включены спреи, дезодоранты, пена для бритья, пасты, гели для волос и для душа, а также любые другие похожие жидкости.
Что касается лекарств, то разрешено провозить их в контейнерах объемом более 100 мл, однако во время досмотра будет проверяться совпадение имени авиапассажира в его посадочном талоне с именем в медицинском рецепте. Кроме того, разрешается перевозить детское питание и молоко, но на пункте досмотра могут попросить попробовать их на вкус. Запрет полностью снят лишь в отношении жидкостей, приобретенных в магазинах дьюти-фри в аэропорту.
Все эти ограничения вызывают массу недовольств со стороны авиапассажиров и довольно сильно тормозят процесс досмотра багажа, поэтому вскоре они будут отменены. Согласно принятой авиационными властями ЕС программе, главной причиной, вызвавшей такие суровые требования к багажу, является возможность создания взрывчатки из жидких компонентов. Существующие системы сканирования не смогут распознать их как опасные, а значит, в системе безопасности существует огромная брешь, которую пытаются закрыть запретами.
Однако вскоре все сканеры в аэропортах Европы ожидает важный апгрейд, что означает для авиапассажиров снятие всех ограничений в этой области. Уже с 31 января 2014 года разрешено проносить любые жидкости, купленные в магазинах беспошлинной торговли в «чистой зоне» аэропортов. В конце января 2015 года ожидается снятие ограничений на пронос «прозрачных жидкостей в прозрачных бутылках», другими словами – воды. А совсем перестать думать об объеме проносимой жидкости можно будет уже с 31 января 2016 года, когда этот запрет будет снят полностью.
Отныне все жидкости в ручной клади и сдаваемом багаже будут проверяться специальными сканерами, которые будут встроены в существующие системы автоматического досмотра. Использование таких сканеров станет обязательным для аэропортов с сентября 2015 года. Планируется, что они позволят упростить досмотр.
Впрочем, вице-президент управляющей компании нескольких финских аэропортов Finavia Туомо Кивикари уверен, что теперь очереди в аэропортах станут только длиннее. Он указывает на то, что система может распознать даже мельчайшие следы взрывчатых веществ, которые могут быть компонентами, например, крема для лица, что вызовет у службы охраны тревогу и желание побеседовать с каждым таким пассажиром лично. Ситуацию осложняет еще и то, что в Финляндии зарегистрировано порядка 750 тысяч охотников, использующих огнестрельное оружие. Под подозрение также могут попасть любители спортивной стрельбы или даже те, кто недавно запускал фейерверки.
«Детали процедуры все еще обсуждаются, - рассказал «Фонтанке.fi» Туомо Кивикари. - Планируется, что сканирование не будет касаться каждого. Я считаю, что в случае, если в результате сканирования на следы взрывчатых веществ мы получаем положительный результат, то это приводит к отдельному собеседованию с пассажиром. В том случае, если он или она может логически объяснить источник такого «загрязнения» и ничего не свидетельствует о несанкционированной попытке поставить под угрозу безопасность авиаперевозок, пассажир может следовать далее. Таким объяснением, например, может быть удостоверение участника стрелковой ассоциации, которая действительно может объяснить следы пороха в багаже».