У сторонников Алексея Навального прошли обыски. Следственный комитет Москвы подозревает Владимира Ашуркова, Николая Ляскина и Константина Янкаускаса в хищении 10 млн рублей, которые пользователи Интернета перечислили на "Яндекс-кошелек" кандидата в мэры Москвы Навального. Сам блогер претензий к соратникам не имеет и уверен, что интерес Следственного комитета приурочен к новой избирательной кампании по выборам депутатов Мосгордумы.
У сторонников Алексея Навального, которые организовывали сбор средств на его избирательную кампанию в июле 2013 года, прошли обыски. Следственный комитет Москвы подозревает Владимира Ашуркова, Николая Ляскина и Константина Янкаускаса в хищении 10 млн рублей, которые пользователи Интернета перечислили на "Яндекс-кошелек" кандидата в мэры Москвы Навального. Сам блогер претензий к соратникам не имеет и уверен, что интерес Следственного комитета приурочен к новой избирательной кампании по выборам депутатов Мосгордумы, куда баллотируются Ляскин и Янкаускас.
Администрация президента и «Единая Россия» сочли схему финансирования избирательной кампании Алексея Навального подозрительной еще в августе 2013 года с подачи лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Жириновский написал в Генпрокуратуру депутатский запрос, в котором требовал разобраться с правомерностью использования сервиса «Яндекс.Деньги» при сборе средств для избирательной кампании. Такого рода фандрайзинг, по мнению лидера ЛДПР, открыл широкие возможности для иностранного финансирования избирательной кампании. А это запрещено законом.
И вот спустя 10 месяцев ГУ СК РФ по Москве заявил о начавшемся расследовании уголовного дела, которое было возбуждено в отношении трех сторонников Алексея Навального: депутата совета депутатов района Зюзино города Москвы Константина Янкаускаса и предпринимателей Николая Ляскина и Владимира Ашуркова. Им вменяют статьи 141.1 и 159.4 УК РФ – нарушение порядка финансирования избирательной кампании и мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере. По первой статье подозреваемым грозит — в зависимости от пункта – штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо исправительные работы на срок до двух лет или заключение на тот же срок. По статье статье 159.4 предусмотрено более суровое наказание — штраф в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет.
Как отмечается в заявлении руководителя управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Российской Федерации Владимира Маркина, в июле 2013 года Янкаускас, Ляскин и Ашурков перечислили по одному миллиону рублей на избирательный счет кандидата в мэры Москвы Навального. Затем разместили в Интернете обращение к пользователям с призывом добровольно пополнить свои «электронные кошельки», якобы с целью возмещения перечисленных на счет Навального денежных средств, а также чтобы поддержать его политическую деятельность. "В результате в эти «электронные кошельки» поступило более 10 миллионов рублей, которые перечислили, в том числе, и анонимные пользователи как из России, так и от иностранных плательщиков, имеющих зарубежные IP-адреса, – отметил Маркин. – У следствия есть основания полагать, что Янкаускас, Ляскин и Ашурков собранные средства похитили, несмотря на заявления о их сборе исключительно на политическую деятельность Навального".
Как сообщается в твиттере Алексея Навального, обыски прошли по шести адресам: в квартирах Ляскина, его младшей сестры и родителей его жены, а также в квартирах Янкаускаса, его родителей и родителей его жены. Об обысках у Владимира Ашуркова Навальный не сообщает, отмечает лишь, что, возможно, у него они тоже идут. Также оппозиционер отмечает, что, пока идет Петербургский международный экономический форум, в офисе компании "Яндекс-Деньги" также проводят выемки.
Кстати, Следственный комитет занизил успехи интернет-«фандрайзинга» во время избирательной кампании Навального раз эдак в десять.
«Благодаря вашей поддержке мы собрали рекордную сумму 103 375 323 рубля», – заявил Навальный. «Люди жертвовали деньги на "кошельки" – это было их личное дело, – такое пояснение дано в «живом журнале» оппозиционера, которому по решению суда запрещено пользоваться Интернетом. – Чтобы в итоге деньги попали на избирательный счет, всё, что свыше 1 млн рублей (предел допустимого пожертвования от физического лица), было перенаправлено в партию "Парнас", которая выдвигала меня на выборах и имела право перечислять мне деньги. Таким образом, все пожертвования, сделанные на "Яндекс-кошельки", в итоге оказались в избирательном фонде совершенно законным образом. Схему проверял МГИК, и претензий к ней не было. Все "Яндекс-кошельки" были подключены к "Яндекс-аудиту", все видели суммы и движение средств. И сейчас можно посмотреть, кстати».
При этом Алексей Навальный подчеркивает, что ни у него, ни у финансовой группы штаба нет ни малейших сомнений, что все деньги ушли на избирательную кампанию.
Во время обысков Николай Ляскин и Константин Янкаускас описывали происходящее в своих микроблогах в Твиттере, а Янкаускас даже умудрился дать короткую «пресс-конференцию» с балкона своего дома. По словам Ляскина, которому пришлось пройти процедуру допроса в прокуратуре и дать подписку о невыезде, в доме его беременной сестры обыск провели жестко: ее «хватали за руки, толкали».
«В доме сестры Николая Ляскина изъяли три телефона и жесткий диск, в его квартире взяли компьютер, а у родителей жены не изъяли ничего, – рассказала корреспонденту «Фонтанки» пресс-секретарь Ляскина Елена Слесарева. – В прокуратуре его допрашивали 2,5 часа. По факту обыска в квартире младшей сестры мы обязательно подадим жалобу, но куда и в какой форме она будет сформулирована, я смогу сказать, только переговорив с адвокатом Николая».
«В деле, как следует из сообщения СК, должен фигурировать и Ашурков, может быть, обыски проходили и у него, но об этом я не знаю, – рассказал "Фонтанке" адвокат Вадим Кобзев, который защищает Алексея Навального в "деле "Ив Роше", а теперь, возможно, будет представлять интересы Владимира Ашуркова. – После обысков Ляскина доставили в управление СК по Москве, где расследуется дело, там его допросили в качестве подозреваемого и избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде. Насколько я понимаю, такая же процедура ждёт и Янкаускаса».
Дальнейшая участь Владимира Ашуркова его защитнику пока неизвестна.
«Я уведомил следователя, что представляю интересы Ашуркова, но он ответил, что пока не знает, как с ним обстоят дела, как только узнает – позвонит», – добавил адвокат.
По мнению адвоката Кобзева, речь может идти о "лишних" деньгах, поступивших в "электронные кошельки": возможно, следствие считает, что на выборы было потрачено меньше, чем собрали фигуранты дела.
«В законе чётко прописаны процедуры, что надо делать с деньгами, которые не были потрачены на выборы, – объясняет он. – Возможно, проблема в правильности оформления их дальнейшей судьбы».
Однако, напоминает он, все отчёты о сборе пожертвований и о расходовании их на кампанию были опубликованы на сайте Алексея Навального ещё в прошлом году. Поэтому Вадим Кобзев не исключает, что возбуждение дела связано с предстоящими выборами в Москве и приурочено к началу сбора подписей за кандидатов.
«Проверка по этому делу проводилась давно, но момент для возбуждения дела выбран именно с учётом выборов в Мосгордуму, – отмечает он.
Алексей Навальный в своем «живом журнале» отмечает, что причин провести обыски у его сторонников по событиям почти годичной давности именно сегодня несколько. Кроме «прессования» кандидатов в Мосгордуму от Партии прогресса, это может быть желание уничтожить интернет-пожертвования как способ финансирования избирательных кампаний и борьба с электронными системами платежей вообще.
«Адище какое-то, откровенно говоря», – так прокомментировал происходящее в своем Твиттере директор Фонда борьбы с коррупцией и экс-заместитель главы предвыборного штаба Алексея Навального Роман Рубанов.
Венера Галеева,
Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»