Открытие 67-й Каннского кинофестиваля началось со скандала. Впрочем, возможно так и было запланировано изначально, ведь стартовый фильм, по традиции кинофестиваля, редко претендует на высшую награду – «Золотую пальмовую ветвь». А вот завершающий смотр-2014 фильм российского режиссера Звягинцева «Левиафан» отодвинут в конец неспроста – по мнению киноэкспертов, это может быть как большим плюсом, так и минусом. Напомним, российский фильм последний раз выигрывал высшую награду Каннского фестиваля в далеком уже 1958 году, это была лента «Летят журавли» с недавно ушедшей из жизни Татьяной Самойловой.
Открытие Каннского фестиваля было омрачено скандалом, и связан он с демонстрацией байопика (биографического фильма) «Принцесса Монако» о взаимоотношениях голливудской дивы Грейс Келли (Николь Кидман) и монакского принца Рене III. По мнению княжеской семьи из Монако, эта история показана слишком тенденциозно и гламурно. Титулованные особы из Монако обиделись и не приехали на 67-й Каннский кинофестиваль.
Переломным Каннский фестиваль-2014 можно назвать еще и потому, что со своего поста уходит бессмертный президент смотра, возглавлявший его с самого основания Жиль Жакоб. Именно ему в середине прошлого века удалось сделать фестиваль в Каннах едва ли не самым престижным, наравне с «Оскаром» в США. С уходом Жакоба кинокритики связывают продолжение эры заката авторского кино, так как зрителю теперь подавай «быстрые картинки» и «аттракционы» (проще говоря, развлекательное кино «под попкорн»). Место главного со следующего года займет успешный коммерческий менеджер Пьер Лескюр, бывший руководитель крупнейшего французского киноконцерна Canal+. Понятно, что политика Каннского кинофестиваля и «потворство» авторским картинам будут пересмотрены. Хотелось бы ошибиться в прогнозах.
Кинокритики называют «Левиафан» Андрея Звягинцева одним из главных претендентов на главную награду. Звягинцев хорошо известен в мире – на фестивале в Венеции он уже получал «Золотого Льва» за эту ленту. Хотя, в значительной степени (и это неоспоримый факт), на выбор фильма-победителя влияет не только культурная составляющая, но и политическая. По крайней мере, конкуренты у Звягинцева очень серьезные – тут и Годар, и Кроненберг, и братья Дарденны… Но тот факт, что «Левиафан» находится в списке главных претендентов на «Пальмовую ветвь» – без сомнения, уже признание заслуг режиссера. Что само по себе ценно.
На втором месте в списке находится вестерн американца Томми Ли Джонса под названием "Местный" (The Homesman).