Президент призвал освободить оборонно-промышленный комплекс страны от зарубежной продукции. Для этого понадобится в общей сложности 2,5 года. Между тем одна из наиболее зависимых отраслей оборонки России – радиоэлектроника – в зависимости от политической воли Запада, может серьезно пострадать от санкций. Как рассказали "Фонтанке" эксперты, сверхточные микросхемы и другие комплектующие для этой отрасли на 80% импортные. Часть из них сегодня ничем нельзя заменить. К тому же доля отечественных станков, используемых в производстве, не превышает одной четверти. Но в правительстве Петербурга и экспертном сообществе уверены, что отказ от поставок ударит лишь по самим поставщикам.
Сегодня на совещании по исполнению гособоронзаказа Владимир Путин заявил, что оборонная промышленность страны не должна зависеть от зарубежных производителей. «Мы должны сделать все для того, чтобы все, что используется оборонно-промышленным комплексом, все, в чем нуждается оборонно-промышленный комплекс, все это производилось на нашей территории, чтобы мы ни от кого не зависели ни по одному из направлений переоснащения армии и флота на новые системы вооружения», — сказал он.
Напомним: в апреле президент говорил, что в случае прекращения поставок вооружения Украиной импорт из этой страны можно будет заменить за два с половиной года.
Угроза остаться без комплектующих нависла сразу над несколькими отраслями оборонно-промышленного комплекса после присоединения Крыма к России, воспринятого ведущими западными державами в штыки. Возникали опасения, что европейские и американские компании перекроют поставки из-за рубежа, что сделает производство высокотехнологичной продукции невозможным.
В Петербурге наиболее уязвимой отраслью военной промышленности, с точки зрения импортозависимости, является радиоэлектроника, считает генеральный директор Санкт-Петербургской ассоциации предприятий радиоэлектроники Николай Меткин. «На сегодня для производства средств связи, коммуникации, высокоточных приборов импортируется около 80% всей компонентной базы», – рассказал он. По большей части производящиеся в мире комплектующие стандартизированы. Они производятся таким образом, чтобы с их помощью на идентичных станках можно было создавать идентичные изделия. Однако есть ряд комплектующих, которые сегодня аналогов не имеют. Это справедливо по отношению к имеющим важное оборонное или социально-экономическое значение критическим технологиям и разработкам Соединенных Штатов. В этих областях мы не можем сегодня конкурировать с США, они достаточно далеко от нас ушли», – сказал Меткин. Так, в США производят микросхемы с элементами в 24 нанометра. Производимые в России аналоги по размеру больше примерно в 2 – 3 раза. Ситуация не является безвыходной, но в случае прекращения поставок придется перестраивать производственные цепочки.
Для технологической независимости страны сегодня требуются время и крупные инвестиции в отдельные прорывные проекты. Какие конкретно комплектующие не имеют аналогов, на каких производствах и какими предприятиями используются, глава Ассоциации не раскрыл, так как эта информация составляет коммерческую тайну. Известно лишь, что речь идет о некоторых микросхемах и приборах микроволнового излучения.
Основные поставщики микросхем и других необходимых для производства интеллектуальной электроники компонентов сегодня – крупные производственные холдинги США, Европы, Китая и Южной Кореи.
Второй, не менее важной проблемой в сегодняшней ситуации Николай Меткин называет высокую долю иностранного технологического оборудования, используемого в производстве: «После развала СССР было развалено и высокоточное радиоэлектронное машиностроение, станкостроение в частности. Теперь для производства приходится ввозить станки из тех же США, а также из Германии и Японии. Речь идет о сложных машинах. Например, в производстве фотоэлектронных датчиков для высокоточного позиционирования в тех же станках или системах специального назначения, нужно выполнить обработку части изделия с точностью до 0,5 микрометра и даже выше. Такую работу можно выполнить только при помощи иностранных фрезерных и токарных станков высокой точности обработки». В России подобное оборудование не производится. Российские станки в сборке высокоточного оборудования используются, но его доля незначительна: для радиоэлектронной отрасли из зарубежья ввозится свыше 75 процентов подобного оборудования.
Как сообщили «Фонтанке» в комитете по промышленности Петербурга, по поступающей от предприятий города информации, еще месяц назад проблем с поставками комплектующих и производственного оборудования у них не было. При этом отраслевые компании в основном обеспечены производственной техникой, а средний срок ее эксплуатации равен семи годам, после чего она должна быть модернизирована или заменена. В комитете сомневаются, что производители из западных стран разорвут контракты с российскими покупателями.
«Повлиять на стабильность поставок может политическая ситуация, но даже если это случится, то коснется тех контрактов, которые заключены с европейскими производителями. Существуют большие сомнения, что данная ситуация произойдет – от этого могут пострадать в первую очередь сами поставщики. Замену им можно найти на рынке стран Юго-Восточной Азии», – уверены в Смольном.
Глава отраслевой ассоциации Петербурга уверен, что обеспечить безопасность отрасли возможно только в случае восстановления высокоточного машиностроения, инициированного на федеральном уровне. Одной из мер может стать внесение машиностроения в Перечень критических технологий РФ. Обновленный перечень будет утвержден в середине 2014 года. Несмотря на отсутствие федеральных программ в этом направлении, прогноз на ближайшее будущее у эксперта положительный: иностранный бизнес больше озабочен получением прибыли, чем следованию политическим трендам. Наработанные экономические связи позволяют ведущим зарубежным компаниям в области электронного приборостроения получать стабильную выручку, которая обеспечивается, в том числе, благодаря стабильным госзаказам для российской оборонной промышленности.
Говоря о крупнейших петербургских предприятиях, стоит отметить в первую очередь ОАО «Авангард», разрабатывающее направление микросистемотехники. Разработки в этой области позволяют получать информацию о физических, биологических и физических свойствах среды, переводить ее в электронный вид и впоследствии управлять этой средой с использованием исполнительных приборов. Также компания производит радиоэлектронную аппаратуру; управляющие системы по сбору и обработке информации с последующим воздействием на объект управления; электронные модули, в которые помещаются микропроцессоры; автоматизированные системы мониторинга безопасности жилых, строительных и особо опасных строительных объектов; а также электронную аппаратуру для оборонной отрасли. По информации, содержащейся в базе данных СПАРК, в 2012 году компания получила прибыль в размере 33,431 млн рублей, выручка от продаж за минусом НДС по итогам года составила 1,6 млрд рублей. За три квартала 2013 года прибыль составила 26,627 млн рублей, выручка от продаж – 554 млн рублей. По итогам всего года данных пока нет.
ОАО «Светлана» разрабатывает СВЧ-приборы новых поколений. Микроэлектроника и приборы для генерации и преобразования электромагнитной энергии, создаваемые в ОАО «Светлана», используются в радиосвязи, радиолокации, телевидении, медицине, бытовой и досмотровой технике. Пятая часть продукции компании экспортируется. Прибыль компании за 2012 год составила 223,377 млн рублей, выручка от продаж за минусом НДС – 1,85 млрд рублей. За три квартала 2013 года прибыль превысила показатели всего предыдущего года, достигнув 279,977 млн рублей, выручка за этот период равна 790 млн рублей.
В области цифрового телевидения разработки по передающей и приемной аппаратуре осуществляет ОАО «Российский институт мощного радиостроения». За 2012 год доходы предприятия превысили расходы на 33,58 млн рублей. 1,144 млрд рублей составили доходы без НДС. Прибыль за три квартала 2013 года – 67,775 млн рублей.
Герман Костринский, "Фонтанка.ру"