В Донбассе наступил день голосования о статусе юго-восточных регионов Украины. Референдум, объявленный самопровозглашённой Донецкой народной республикой (ДНР), не признал Киев и назвал нелегитимным губернатор Донецкой области Сергей Тарута. Это означает, что у организаторов нет помещений для голосования, урн, бюллетеней с водяными знаками, списков избирателей, печатей избиркома и милицейской охраны участков. В ночь на воскресенье, как выяснила «Фонтанка», они поняли, как без всего этого обойдутся.
Рано утром в воскресенье, точное время держится под секретом, но точно – не позднее 7 часов, в те школы, которые согласились принять голосование 11 мая в Донецке, придут люди в масках с ломами – вскрывать двери. Об этом «Фонтанке» рассказала сотрудница одной из участковых комиссий. По понятным причинам она попросила не называть её подлинного имени. Путь это будет условная Татьяна.
– Потому что это ведь статья, – шёпотом добавила женщина.
Избирательные участки на Украине, как и в России, почти всегда находятся в школах. Многие председатели УИК – директора этих школ. За несколько дней до голосования, организованного самопровозглашённой ДНР, областное управление образования разослало директивы по всем учебным заведением со строжайшим запретом предоставлять помещения для референдума 11 мая. Под угрозой увольнения директоров и тех учителей, что согласятся работать в комиссиях.
– Наш директор сначала согласился, а потом сказал: нет, ребята, мешать я вам не буду, но и помогать тоже, – продолжает Татьяна. – Пусть, говорит, ваши бойцы утром приходят, взламывают вам двери, а я тут ни при чём. Поэтому мы в половине восьмого будем проникать на участок. Полчаса нам хватит на подготовку, потому что на самом деле мы всё завезли с вечера.
«Всё» – это, например, пачки с бюллетенями. Их отпечатали к 10 мая. Лист формата А5 с чёрно-белым текстом на русском и украинском (именно в таком порядке) языках, без водяных знаков и других видов защиты. По бокам – виньетки, на которых читается аббревиатура ДНР, между ними – один вопрос: «Поддерживаете ли Вы Акт о государственной самостоятельности Донецкой республики?». И два поля для ответов: «Да/Так» и «Нет/Нi».
Серьёзной проблемой был тираж бюллетеней. Потому что списков избирателей нет. Их надо брать из общей базы ЦИК Украины, а там не дают. Такая же ситуация была в Крыму, и там воспользовались сохранившимися списками 2012 года. В штабе ДНР, который находится в захваченном здании областной администрации, журналистам объясняли, что в Донецке пошли тем же путём – по списками 2-летней давности. Однако выяснилось, что списков нет вообще – ни за 12-й год, ни за какой.
– Люди будут просто приходить с паспортами, – не видит в этом большой проблемы Татьяна. – Если есть прописка в Донецкой области, то человек может проголосовать.
На том участке, где предстоит работать ей, ждут 8 тысяч избирателей. И комиссия уже получила 10 тысяч бюллетеней.
– Потому что могут голосовать люди, которые необязательно живут на нашем участке, – добавляет Татьяна. – Было такое указание, что в случае необходимости могут голосовать и те, кто живёт в другом месте Донецкой области.
Правда, сама она считает, что таких случаев должно быть как можно меньше.
– Потому что один и тот же человек может пойти туда, туда и туда, и не факт, что он будет голосовать за федерализацию, – объясняет.
Раньше участок, на котором она много лет работала на разных выборах, был рассчитан на 1100 человек. Теперь его укрупнили, получается, в 8 раз. Потому что большинство директоров подчинилось указанию, и в их школах 11 мая референдума не будет. Избирателей, которые раньше голосовали там, пришлось прикреплять к соседним участкам.
– Раньше, во все прежние выборы, в наш избирательный участок входило домов десять, – подсчитывает Татьяна. – Сейчас туда входит 40 домов. Это весь наш микрорайон.
Прозрачных урн, какие использовались на референдуме в Крыму, в Донецке не будет. А будут картонные коробки.
– Завтра утром мы придём и вырежем в коробках дырки для бюллетеней, – говорит Татьяна.
Опечатывать урны будут по всем правилам. Активисты ДНР уже изготовили круглые печати с надписями: «Донецкая народная республика. … район. Территориальная избирательная комиссия». Такими же надписями проштампованы бейджи, отпечатанные на лазерном принтере для председателей УИКов, заместителей и секретарей. Для имён оставлены пропуски, имена будут вписана прямо перед голосованием. Потому что до конца неизвестно, кто именно придёт на участок работать.
Составы комиссий не увеличены пропорционально увеличению числа избирателей на укрупнённом участке. Наоборот – уменьшены. Потому что далеко не все согласились в этом участвовать. Раньше, по словам Татьяны, было 24 члена УИК на 1100 избирателей, сейчас – 16 человек на потенциальные 8 000 голосующих.
– В нашей комиссии все – добровольцы: те, кто захотел бесплатно, ради нашей победы, работать, – делится Татьяна. – Но среди членов комиссии нет ни одного человека, который работает на выборах в первый раз, все – опытные люди.
Такие как она – из самых преданных активистов федерализации. Татьяна много лет работала в участковой комиссии, прошла не одни выборы. В воскресенье, 11 мая, она и коллеги впервые будут делать это бесплатно. За идею.
– Раньше нам платили суточные, а «Партия регионов» обеспечивала питанием, – рассказывает она. – Сейчас мы уже дома собрали тормозки.
«Тормозкми» дончане зовут узелки с едой, какие жёны собирают на работу шахтёрам. Теперь шахтёры сами готовят жён к тяжёлому и опасному труду. А сами готовятся их защищать. Потому что обычно ведь на участках дежурит милиция, но в Донецке ей, как и директорам школ, запрещено помогать сторонникам федерализации. Правда, и тут некоторые, видимо, планируют ослушаться.
– Нам пообещали, что у нас будет 1 милиционер, – верит Татьяна. – Ещё пришлют двух человек из ДНР (людей в масках, живущих в захваченном здании вместе с автоматами, – «Фонтанка»). Ещё приедут наши мужья, друзья, их товарищи. Будут стоять на улицах, дежурить в легковых машинах – обеспечивать нам покой.
Подсчёт голосов, по словам Татьяны, будет проходить так же, как всегда.
– Вывалим из урны бюллетени в присутствии всех членов комиссии, – рассказывает она, – разложим на «за» и «против», пересчитаем.
Данные передадут в ЦИК ДНР. Там подведут общие итоги по всей самопровозглашённой республике.
Что будет дальше с бюллетенями, голосами и со всей этой республикой – неизвестно. Результаты голосования не намерена признавать Украина, не готов признать мир, даже Россия просила дончан отложить мероприятие. Но про это самое «дальше» сторонники федерализации и сторонники сторонников федерализации ещё не подумали. Они подумают об этом завтра.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»
Референдум о статусе регионов должен пройти в Донецкой и Луганской областях Украины в воскресенье, 11 мая. Накануне председатель Центральной избирательной комиссии провозглашенной Донецкой народной республики Роман Лягин сообщил на пресс-конференции, что голосование пройдет без участия независимых наблюдателей, поскольку от них не поступило ни одной заявки. Он добавил, что общественный контроль за ходом референдума смогут осуществлять журналисты, которых аккредитовалось более 470. По словам Лягина, организаторы референдума рассчитывают на явку в 75%, однако референдум будет считаться состоявшимся при любом пороге. Как скал Лягин, нынешний референдум лишь первый шаг, который позволит добиться региону права на самоопределение, в дальнейшем запланированы выборы руководства нового образования.