Заявления Владимира Путина по поводу ситуации на Украине вызвали недоумение в Рунете. Кто-то счел слова президента попыткой остановить поток западных санкций в отношении России, а кто-то — откровенным предательством Донецка и Луганска, стремящихся присоединиться к Российской Федерации. «Фонтанка» опросила сторонников политики президента и его доверенных лиц, но и в этой среде не обнаружила единого взгляда на заявления Путина, попросившего перенести референдумы, назначенные на 11 мая в Луганской и Донецкой областях самопровозглашенной народной властью.
Общественный совет Луганской области и депутаты самопровозглашенной Донецкой народной республики отказались переносить референдумы о суверенитете своих регионов, запланированные на 11 мая. Таким образом, предложение президента России, озвученное им после встречи с президентом Швейцарии, действующим председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером, никак не повлияло на украинских сторонников федерализации.
В социальных сетях продолжается обсуждение «магического воздействия» президента Швейцарии и выдвигаются гипотезы о тайных пружинах, спровоцировавших высказывания российского лидера. «После встречи с президентом Швейцарии Путин изменил риторику по Украине. Хорошо бы еще встретиться с премьером Британских Виргинских о-вов», – пишет в Твиттере политик и публицист Владимир Кара-Мурза, намекая на счета российской политической элиты в швейцарских банках и офшорных зонах. Галерист и политолог Марат Гельман «второй раз в жизни выпил за Путина». «Первый раз я за него пил в 2000 году вместе с ним», – сообщил Гельман читателям своего микроблога и отметил, что президент сказал «в Украине», тем самым «практически стал во главе пятой колонны».
Писатель и публицист Александр Проханов, известный своей пропагандистской поэтикой на грани фола, в беседе с «Фонтанкой» отметил, что заявления президента — результат попыток найти компромиссы на высшем уровне. «Предложения Владимира Путина связаны, на мой взгляд, с некими соображениями, которые он не высказывает, – сказал Проханов. – Есть закрытые переговоры с Западом, с Америкой, и не обязательно эти компромиссные переговоры продиктованы санкциями в отношении нашей страны. Страны Запада не заинтересованы в превращении Украины в черную дыру и стихийный очаг ненависти. Эти компромиссы ищутся, а нам о них пока не говорят».
Писатель отмечает, что второй внутренней причиной для высказываний российского президента может стать шантаж со стороны Киева в преддверии Дня Победы. «Киев шантажирует Путина тем, что в дни праздника Победы может быть устроена бойня, например, в Славянске, – говорит Проханов. – Это серьезный аргумент для Путина, и он мог таким образом попытаться разрядить обстановку хотя бы на время праздника».
Александр Проханов отмечает, что политическое руководство России сегодня находится на развилке: концепция будущего Украины определяется именно в эти дни. «Есть радикальные точки зрения: давайте вводить войска и присоединять к Крыму юго-запад страны, – говорит писатель. – Другая точка зрения: сохранение целостности Украины. Третий путь — создание независимого государства Новороссия, которое будет ориентировано на славянский, российский мир. Вокруг Путина бродит огромная команда олигархов. Чего стоит весь медведевский набор, который не хочет радикал-решений в России. Я боюсь предполагать, что выберет Крым. Но мне кажется, что идея суверенного государства Новороссия была бы самой изысканной и эффективной. За этот путь выступает наибольшая часть политического бомонда Украины. Думаю, в хоре, обвиняющем Путина в предательстве юго-востока Украины, есть голоса либералов. Наше телевидение неделями показывало картины убиения русских, нагнетало, и вдруг такое отступничество. Это вызвало мутацию в умах русских патриотов, я допускаю, что это так». От ответа на вопрос корреспондента «Фонтанки», какие эмоции вызвало у него выступление Владимира Путина, Проханов уклонился, сказав: «Желание выпить за Победу. С праздником вас!»
Кинорежиссер и автор нескольких документальных фильмов о Владимире Путине Игорь Шадхан признался, что не видит ясности в позиции России по отношению к Украине. «Честно говоря, я запутался во всем этом. Самая главная моя претензия — «чтоб я понимал», как говорили раньше то ли украинцы, то ли евреи, – отмечает режиссер. – Мы то тут, то там. Крутимся между правительством, которое мы не признаем, и Донецком и Луганском. А что мы ожидали от этого всего? Мы так и должны были ожидать, что будут разные обострения, в том числе между Славянском, Луганском и нами. Они рассчитывали на нашу поддержку и рассчитывают до сих пор. Эти явления, не бесспорные, были запрограммированы какими-то нашими действиями». Игорь Шадхан считает, что Кремль спровоцировал сторонников федерализации. «Но мы же не можем всех взять и принять в состав России, это нереально, – говорит режиссер. – Четкости в политике России в отношении Украины и самообороны нет».
Доверенное лицо президента – кинорежиссер, сценарист и продюсер Карен Шахназаров, напротив, видит в выступлении президента блестящий политический ход. «Я считаю, что Владимир Путин в последнее время демонстрирует изощренные способности в международной политике, мастерски проводит позицию России, – сказал Карен Шахназаров. – Предательства в этих заявлениях нет, все сделано правильно. С одной стороны, он продемонстрировал открытость России для диалога, с другой стороны, никому ничего не обещал. Он попросил перенести референдум об определении статуса юго-восточных областей Украины и тем самым показал, что влияние России на ситуацию преувеличено. Юго-восток не прислушался к предложению перенести референдум».
Как и Александр Проханов, кинорежиссер отмечает некие скрытые факторы, спровоцировавшие выступление президента. «Кто и что стоит за этими заявлениями — нюансов мы не знаем, – сказал Шахназаров. – Но Россия показала способность к компромиссу и открытость. С другой стороны, Путин однозначно сказал, что надо сложить оружие и выполнять Женевские соглашения. Я не вижу никакой сдачи позиций под давлением санкций Запада. Идет дипломатическая борьба, в которой надо лавировать. Россия должна делать некие жесты, не должна упираться. Президент намекнул, что Россия может признать выборы президента Украины. Это должно быть важно для Запада. Но для этого в любом случае должно быть принято некое решение по юго-востоку, власти Киева должны дать регионам возможность определить свою судьбу в рамках Украины. Другой вопрос — захотят они прислушаться или нет».
По-своему трактует заявления Путина и знаменитый петербургский депутат Виталий Милонов, который неоднократно заявлял журналистам, что Луганск, Донецк и весь юго-восток Украины будут присоединены к России так же, как и Крым. Парламентарий даже позировал для прессы с флагом Донецкой республики на фоне Мариинского дворца. Слова Путина об отводе войск и переносе референдума не охладили чаяний петербургского депутата.
«Одно другому не мешает, – сказал Милонов. – Нас обвиняют, что с нашей помощью происходит эскалация напряженности в регионе, что мы там чуть ли не послали своих грушников невидимых куда-то. Яценюк и компания считают, что им мешает установить мир на востоке Украины и прекратить военную операцию против мирного населения сильное российское влияние. Надо дать Киеву честную возможность проиграть кампанию и уже тогда заниматься ситуацией. Дальше ничего не произойдет, дальше будет все то же самое. Тогда уже можно будет сказать: вот видите, мы сделали все возможное, чтобы эту ситуацию урегулировать. Я не занимаюсь федеральной и международной политикой, я так для себя это вижу».
Милонов подчеркнул, что президентские выборы на Украине никогда не будет считать легитимными. «Я их признаю, только если выигравший кандидат наденет красный нос и шутовской колпак, – сказал депутат. – На сегодняшний день это тусовка каких-то безумных покемонов. Я отказываю этим людям в том, чтобы считать их субъектами общественно-политической жизни Украины. Владимир Владимирович Путин – мудрый политик. Те, кто стал голосить в Интернете о предательстве юго-востока Украины, просто не понимают дальнейшего плана. Он никогда не занимался какими-то односложными комбинациями, его политика всегда более сложная и многоходовая. Потом этим людям будет стыдно, но они уже будут никудышными аналитиками. Я считаю, что Донецк и Луганск будут нашими, это логично».
Тем временем МИД Украины распространил официальное заявление, в котором заявление российского президента охарактеризовано как «фарс». «Любые «террористические референдумы» на востоке нашей страны являются незаконными по определению, а потому призывы об их «переносе» являются отнюдь не проявлением доброй воли, а обычным фарсом», – говорится в заявлении. А кандидат в украинские президенты Юлия Тимошенко и вовсе в ходе своей пресс-конференции в Херсоне заявила, что Путин должен либо воплотить свои заявления в жизнь, либо опровергнуть их и не «дезориентировать» украинский народ. Похоже, слова президента стали настолько большой неожиданностью, что в них до сих пор не могут поверить и его сторонники, и оппоненты.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»