В преддверии нового олимпийского цикла петербургское фигурное катание понесло ощутимые потери. Так, Артур Гачинский, бронзовый призер чемпионата мира-2011, расстался со знаменитым Алексеем Мишиным и теперь будет кататься в Москве под руководством Татьяны Тарасовой. В том же направлении проследовал Александр Энберт, который расстался со своей партнершей и покинул группу Олега Васильева и присоединился к коллективу Нины Мозер. Но спортивные чиновники успокаивают: поводов для паники нет, Северная столица статус одного из центров российского фигурного катания не потеряет.
Кошка с тигром
За несколько лет до Олимпиады в Сочи начался если не массовый, то заметный отток спортсменов из Петербурга в Москву. Это Сергей Воронов, так и не добившийся успехов, тренируясь в Петербурге, Алена Леонова, Максим Траньков, Артур Дмитриев-младший. За последнее время, пожалуй, самым громким стал переезд в Москву перспективной пары Ксения Столбова/Федор Климов, впоследствии ставшей одной из главных героев зимних Игр. В Петербурге к переезду перспективных фигуристов относились болезненно, но предпочитали роптать тихо, в узком кругу специалистов. Ровно до тех пор, пока с гневной отповедью на правах мэтра отечественного тренерского цеха не выступил наставник Евгения Плющенко, знаменитый Алексей Мишин. После Олимпиады, в начале марта, аккурат перед своим 73-им днем рождения Профессор, наконец, озвучил то, что стало очевидным.
«Говорить о том, что петербургское катание на подъеме, было бы ошибкой. Петербургу соревноваться с Москвой – как кошке с тигром. Там такое большое количество катков, тренеров, такие задействованы материальные ресурсы! Когда на Олимпийские игры отправили Плющенко, все говорили о подключении административного ресурса. Но я могу вам сказать, что этот ресурс несоизмеримо сильнее для московского фигуриста», – заявил Мишин.
К пламенному спичу легендарный тренер добавил, что в Петербурге давно назрела необходимость создания еще одной школы имени Мишина и Москвиной, мол, одной Академии фигурного катания для пятимиллионного города маловато. И подкрепил свои размышления весомыми аргументами.
«Когда-то ленинградское фигурное катание было бодрым и веселым, были спортивные общества. А сейчас нет никаких соревнований. Надо что-то развивать, что–то делать. Надо больше катков, больше школ. У нас спортсмены в «Юбилейном» раздеваются в коридоре, разминку проводят на полу. Приезжаем в Москву, в Новогорске катается только два человека на большом катке. Конечно, когда поступают заманчивые предложения из Москвы, они найдут свой отклик у питерских фигуристов», – подытожил Мишин.
Гачинский: союз с Тарасовой
Многоопытный наставник бил в колокола отнюдь не случайно. Знал, о чем говорил. Могущественное влияние Москвы напрямую коснулось его группы. В феврале, сразу после Олимпиады, о разрыве объявил Артур Гачинский, на которого Алексей Мишин возлагал особые надежды. Причем 20-летний фигурист не просто решил переехать в Москву, а перешел в стан прямого врага петербургского тренера — к Татьяне Тарасовой. По слухам, узнав об этом, наставник пришел в ярость. Понять знаменитого тренера можно: Мишин вместе со своей супругой начинали работать с Гачинским, когда тому было еще семь лет, и смогли довести его до бронзовой медали чемпионата мира и званию вице-чемпиона Европы. Наставник называл своего ученика "вторым Плющенко" и прочил ему столь же блестящую карьеру. Во всяком случае, о золотой олимпийской медали мечтал. И тут фигурист, в которого вложено столько времени и сил, оставляет тренера, да еще переходит к давнему конкуренту.
Все это время переход Гачинского от Мишина к Тарасовой держался в строжайшем секрете. И только сейчас об этом объявили все заинтересованные стороны. Однако причины расставания фигурист и тренер видят разные. По мнению Гачинского, Мишин не уделял ему должного внимания, поэтому спортивные результаты резко пошли вниз. Переезд к Москву к влиятельной Тарасовой — попытка перезапустить карьеру и все-таки добиться вершин, о которых мечтал еще в Петербурге. Глядя на сухую статистику, возразить Гачинскому как будто бы нечего — два сезона у талантливого фигуриста получились провальными. В позапрошлом году спортсмен стал на чемпионате России четвертым, в прошлом — только шестым и объяснимо не попал на сочинскую Олимпиаду даже в качестве запасного. В то же время шума вокруг ветерана Плющенко было несоизмеримо больше. Он-то на Игры не без помощи Мишина, всеми правдами-неправдами, как раз попал. Словом, причины затаить обиды у Гачинского были. И сейчас молодой спортсмен раздает интервью, что больше не хочет трений с прежним тренером, что вновь почувствовал вкус к фигурному катанию и намерен стать лучшим.
Алексей Мишин опосредовано наличие не самых безоблачных отношений с бывшим учеником подтверждает. Но в то же время намекает, что в основе решения Гачинского переехать в Москву лежат не только спортивные мотивы.
"Мы с женой взяли Гачинского семилетним мальчиком и довели до бронзовой медали чемпионата мира. Возьмем чемпионат Европы-2012. Гачинский становится на нем вторым, проиграв лишь Плющенко, а затем через несколько месяцев занимает лишь 18-е место на чемпионате мира. Уж наверное за столь короткое время спортсмен не мог растерять свой талант, а тренер поглупеть. Петербургское фигурное катание находится в таком состоянии, что его надо либо спасать, либо дать умереть. Давайте не будем заострять внимание на одном только Гачинском. Великовы, Олег Васильев, Алина Писаренко потеряли своих учеников. И, наверное, не потому, что они такие плохие тренеры. В Москве совершенно другие финансовые возможности, которые превосходят наши порой в десятки раз. Но я знаю, что и президент федерации фигурного катания Петербурга Олег Нилов, и спорткомитет, и вице-губернатор Василий Кичеджи предпринимают усилия, чтобы улучшить ситуацию с финансированием», – сказал «Фонтанке» Алексей Мишин.
Мнение, почему Гачинский решил сменить тренера, наверное, так и останется у каждого своим. Но за этим кроется главное: 15 мая Татьяна Тарасова официально сообщит в московский спорткомитет о появлении в ее группе нового фигуриста, что неизбежно повлечет за собой и смену его спортивной прописки. А это значит, что со следующего сезона Гачинский на соревнованиях будет представлять Москву, и неизвестно, продолжит ли давать параллельный зачет Петербургу. Но учитывая, что фигурист родился в Москве, шансов на это не так много. Следовательно, Петербург с высокой долей вероятности потеряет спортсмена, который в перспективе может претендовать на медаль на Олимпиаде в Пхенчхане.
Пока чиновники думали, пара распалась
В парном фигурном катании Катарина Гербольдт и Александр Энберт до недавнего времени тренировалась под руководством олимпийского чемпиона-1984 Олега Васильева. Известный наставник считал, что у его подопечных большой потенциал, вплоть до того, что они, по его словам, могли бы в будущем бороться за медали Олимпиады-2018, о чем и заявил в интервью «Фонтанке». Но реализации амбициозных планов помешали все те же финансовые проблемы.
Два года назад Гербольдт получила серьезную травму, фигуристам пришлось пропустить весь сезон, и они выпали из состава сборной России. Весь прошлый сезон у пары ушел на восстановление от травмы, а также прежних навыков и техники, поэтому рассчитывать на высокие результаты было сложно. Гербольдт и Энберт по-прежнему оставались вне сборной, следовательно, и федерального финансирования, а в Петербурге поддержка спортсменов была недостаточной. Олег Васильев, как мог, выбивал для своих фигуристов деньги, лично ходил к зампреду спорткомитета Николаю Растворцеву, предоставлял подробный план подготовки спортсменов на будущий сезон и просил 2 миллиона рублей. Но понимания, увы, так и не нашел.
Глава спорткомитета Петербурга Юрий Авдеев заявил «Фонтанке», что выделение денег возможно на контрактной основе под гарантии результата. Олег Васильев был готов рассмотреть это предложение. Но до реальных дел так и не дошло, пока спортивные чиновники нерасторопно размышляли, что делать, прямо перед майскими праздниками пара распалась — Александр Энберт принял решение переехать в Москву в группу к Нине Мозер, где будет кататься вместе с Василисой Даванковой.
«Решение Александра Энберта стало неожиданным и ожидаемым одновременно. Неожиданным, потому что мы буквально месяц назад все вместе строили планы на будущее. От ребят я услышал твердое намерение выступать дальше, желание и готовность достичь такого уровня, чтобы бороться за самые высокие места на Олимпиаде-2018. Мы начали работу над новыми программами, нашли хореографа, постановщика. У фигуристов были подписаны контракты на участие в ледовых шоу. И вдруг Александр Энберт сообщает об уходе. С другой стороны, его уход объясним. Петербург не проявлял интереса к паре, очевидно, Энберту предложили гораздо лучше условия в Москве», – прокомментировал «Фонтанке» Олег Васильев.
По словам наставника, для Катарины Гербольдт решение партнера поменять тренера стало шоком. Но девушка оставлять фигурное катание не намерена, она в срочном порядке ищет нового партнера. Есть надежда, что образуется новая петербургская пара, но даже если все закончится хеппи-эндом, Северная столица может получить лишь частичные дивиденды. Дело в том, что сам Олег Васильев готовится проследовать по тому же маршруту, что и фигуристы: Петербург — Москва. Совсем недавно наставник начал сотрудничать с новообразовавшейся парой Вера Базарова/Андрей Депутат, которые тренируются под его руководством в «Юбилейном». Фигуристы в следующем сезоне будут представлять Саранск, теоретически они бы могли давать параллельный зачет и Петербургу. Но, по словам Васильева, от руководства спорткомитета не исходит инициативы взять на себя хотя бы часть финансирования на подготовку пары.
«К сожалению, Петербург не проявляет никакого интереса, чтобы фигуристы могли представлять город хотя бы в таком варианте. Нет ни обсуждений, ни разговоров, ничего. В каком городе мы продолжим тренироваться? Пока не могу дать четкий ответ на этот вопрос, время покажет, что-то станет известно через несколько недель, когда официально закончится сезон», – добавил Васильев.
По информации «Фонтанки», петербургский тренер через несколько дней проведет в Москве переговоры о финансировании своих подопечных. Если они увенчаются успехом, нетрудно догадаться, что в столицу переедут не только Базарова/Депутат, но Гербольдт с новым партнером.
В погоню за Москвой
Руководство петербургской федерации фигурного катания вынуждено наблюдать за стремительно развивающимися событиями со стороны. Президент организации Олег Нилов львиную часть времени проводит в Москве в кабинетах и залах Госдумы, депутатом которой является уже несколько лет. Оттого нет уверенности, что федерация держит ситуацию под контролем, хотя и пытается сделать вид, что это так.
«Перед сочинской Олимпиадой министерство спорта приняло решение сделать центр подготовки спортсменов в Москве. Была поставлена сверхзадача собрать лучших спортсменов на этой базе для подготовке к Играм. Так, для фигуристов появились шикарные условия в Новогорске, где есть лед, работают хорошие тренеры, созданы все условиях – там есть прекрасный тренажерный зал, возможности для восстановления, условия для проживания. И это не говоря о финансовых возможностях, которые существенно отличаются от наших. В Москве фигуристы приписаны к спортивным клубам, которые помогают с финансами. Не удивительно, что спортсмены выбирают там, где лучше условия. И знаете, это даже правильно. Хорошо, когда фигурист поработал под руководством одного тренера, а затем может какие-то элементы подтянуть у другого. Яркий пример — Максим Траньков, который тренировался в Петербурге, потом в Москве, и добился выдающегося результата на Олимпиаде. Ксения Столбова и Федор Климов раскрылись после того, как стали тренироваться у Нины Мозер. Но еще раз напомню, что во главу угла стояли интересы домашней Олимпиады. Сейчас для руководства федерации фигурного катания Петербурга стоит задача подумать так, чтобы создать условия для привлечения перспективных фигуристов», – заявил Нилов.
О ситуации с Артуром Гачинским, Александром Энбертом и парой Вера Базарова/Андрей Депутат глава петербургской федерации фигурного катания осведомлен. Но, судя по риторике, не склонен поддаваться панике.
«Футболисты переходят из клуба в клуб, хоккеисты. У фигуристов происходит то же самое, они меняют тренеров. Это нормальное явление. Гачинский тренируется в Новогорске, работает на теми компонентами, что не получались. Официально еще не объявлено, что он перешел в группу Тарасовой и будет выступать за Москву. Пока он, как и прежде, представляет Петербург. Что касается пары Гербольдт/Энберт, то я считаю, что они такие же спортсмены, как и остальные, которые в будущем могли бы добиться результата. Почему именно им мы должны помогать больше остальных? Если бы удовлетворили все просьбы Васильева, то создали прецедент, тогда бы у остальных спортсменов и тренеров появились точно такие же основания рассчитывать на поддержку. Стартовые позиции у всех должны быть одинаковыми, а дальше показывайте результаты, пробивайтесь в сборную. Относительно Базаровой и Депутата – а как вы представляете, чтобы они выступали за Петербург? Оба фигуриста представляют другие регионы, к тому же родились не здесь. Система параллельного зачета очень сложная вещь. К примеру, Траньков представляет Москву и Краснодарский край. Но разве в его спортивных успехах нет вклада Петербурга? Конечно же есть, ведь он здесь тренировался несколько лет. Наверное, о параллельном зачете применительно к Базаровой и Депутату может идти речь, если они будут тренироваться в Петербурге. Но повторюсь, что это сложный процесс, так как спортсмены на пути к победам часто меняют тренеров, города, и каждый может заявить о своих правах. Сейчас надо больше думать о том, как создать условия для привлечения талантливых фигуристов. Например, можно было бы создать спортивный интернат и таким образом решить жилищный вопрос. И, конечно же, надо будет увеличить финансирование, чтобы оно было пусть не на уровне Москвы, то хотя бы близко к этому. Тогда фигуристы в Петербург потянутся, в том числе, из других регионов», – заключил Нилов.
Справедливости ради стоит отметить, что фигуристы не только покидают Петербург, но и возвращаются. После Олимпиады произошло сразу два случая. Так, вице-чемпионка мира Алена Леонова решила продолжить карьеру под руководством Евгения Рукавицына. Артур Дмитриев-младший покинул Москву и присоединился к группе Алексея Мишина. Но говорить о высоких результатах пока преждевременно. Алене Леоновой еще нужно пережить разрыв с тренером Николаем Морозовым, разучить новую программу, добавив в нее более сложные элементы. Дорога на вершину у Артура Дмитриева-младшего еще длиннее. 21-летний фигурист два года подряд на чемпионате России становился лишь девятым. Прежде ему предстоит восстановиться от последствий травмы и только затем попытаться дорасти до уровня ведущих одиночников — Меньшова, Воронова, Гачинского и Ковтуна.
Артем Лисовский, «Фонтанка.ру»