
Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет (СПБГАСУ) провел первую масштабную конференцию «Универсальный дизайн. Проектирование безбарьерной среды», которая была организована вузом совместно с Национальным фондом «Город без барьеров». Эта конференция стала первым шагом к настоящему приобщению студентов – будущих архитекторов и строителей к идее универсального дизайна.
Что же это такое? Универсальный дизайн подразумевает продукты и услуги для самого широкого круга людей без специальных приспособлений в использовании. Все, что создано в соответствии с этим принципом, должно быть удобно не только для пожилых людей и людей с ограниченными физическими или психическими возможностями, но и для любого человека, хотя бы потому, что каждый из нас когда-нибудь состарится. Важно также, чтобы при временных ограничениях (во время болезни или сильного переутомления) человек смог легко пользоваться теми же предметами.
Впервые термин «Универсальный дизайн» был введен и использован американским архитектором – колясочником Рональдом Мейсом в 1985 году. Под его руководством были сформулированы 7 принципов «Универсального дизайна» в градостроительстве, с которыми познакомили на конференции петербургских студентов.
Равенство в использовании людьми с разными физическими возможностями.
Гибкость в применении, то есть дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.
Простая и интуитивная доступность любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.
Легко воспринимаемая информация, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя и эффективные подсказки.
Допустимость ошибки, когда сводится к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.
Минимальные физические усилия, когда потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться окружающей средой.
Габариты и конфигурация пространства удобные для подхода, доступа, манипуляций и использования любым человеком, не зависимо от его роста, фигуры или степени подвижности.
Эксперты рассказали студентам о том, что в области строительства гибкость в использовании строительных элементов становится все важнее, особенно в случаях, когда меняются требования к жилью: с наступлением старости, во время болезни или несчастного случая, с появлением маленьких детей, с переездом престарелых родителей. Дополнительные незапланированные строительные работы дороги и их нелегко реализовать. Поэтому сегодня лучше всего продаются здания со строительными конструкциями, которые легко приспособить к новым требованиям: например, имея входные двери без порога, легко установить систему автоматизации и устройства защиты. В 50% квартир есть пороги, что является препятствием, особенно при выходе на балкон или террасу. Желание иметь комфорт лучше всего можно реализовать благодаря использованию автоматических окон и дверей. Понятие «отсутствие барьеров» трактуется часто односторонне — как опорно-двигательные ограничения, но оно должно охватывать и другие аспекты, например ограниченная зрительная способность.
Как отмечает директор Центра Архитектурных исследований и экспериментального проектирования СПбГАСУ Борис Крундышев, если проектировать, изначально руководствуясь принципами универсально дизайна, то это практически не удорожает работ, максимум удорожания – 2%, если же приспосабливать под универсальную среду готовый объект, то затраты велики. Например, около 10 млн рублей стоит сделать элементарные приспособления в общеобразовательной школе.
Студентам были представлены принципы универсального дизайна, а также рассказ признанного в мире эксперта Ингеборг Штуде –руководителя Координационного центра Департамента городского развития и окружающей среды Сената Берлина «Берлин без барьеров» с 1990 года, члена рабочей группы «Barrier –free city for all» объединения «Еврогорода» Евросоюза. Ингеборг Штуде продемонстрировала, как адаптированы общественные пространства Берлина в соответствии с принципами универсального дизайна – она показала документальный ролик, где люди на колясках передвигались по Берлину, а также слайды с примерами музеев города с пандусами, подъемниками и входными зонами.
Студентам также предложили попробовать сесть в инвалидную коляску, проехать, развернуться – чтобы ощутить, как перемещается в пространстве маломобильный человек. Потом ребята надели темные повязки на глаза – чтобы ненадолго почувствовать, как ощущает себя незрячий человек.
Доктор архитектуры, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Семенцов считает, что еще много шагов необходимо сделать, чтобы молодых архитекторов стали учить универсальному дизайну с первого курса – создать программу, включить ее в учебный план. «Но мой настрой – чтобы такая подготовка велась, чтобы все курсовики всех студентов включали эти разделы, чтобы все студенты в свои проекты включали эти материалы, чтобы они учились думать о всех, чтобы у нас формировалась гуманная среда для всех», – говорит Сергей Семенцов.
Галина Артеменко
для Фонтанки.ру