Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Доброе дело Хоть немного повлиять на мир, или Зарисовки о коммуникации

Хоть немного повлиять на мир, или Зарисовки о коммуникации

10
zhit-vmeste.ru

Для людей с особыми потребностями важны не только подъемники и аппарели, создание доступной среды – это возможность коммуникации с миром для тех, кто не может говорить.Вот несколько зарисовок из жизни детей одного из петербургских детских домов-интернатов.

Ира – веселая девочка, страдающая церебральным параличом, и ей все время хочется «говорить». Все , что она умеет – это показывать несколько жестов, и с трудом произносить несколько слов. Но Ира – общительна и активна , поэтому ее выслушивают и пытаются догадаться, о чем она хочет сказать. Ира ждет Лялю – волонтера, которая занимается с ней. Ляля пытается учить Иру новым жестам и придумывает их сама, но у Иры двигательные проблемы, и ей очень сложно показывать жесты. Ире очень повезло, она умеет привлекать внимание, и вокруг нее есть люди.

Саша все время хочет общаться. Он подходит к воспитателям и садится рядом, прижимаясь к ним. Он заглядывает в глаза и ждет, когда к нему лично будет обращено хоть одно слово воспитателя. Порой он специально кидается на пол и кричит, добиваясь внимания. Но воспитателям и няням трудно перенести "это", и они часто злятся на Сашу.

А Дима очень часто сидит и слушает радио вместе с другими детьми. Воспитатели сажают детей слушать радио, потому что это почти единственное постоянное и спокойное времяпрепровождение. Но Дима никогда не просил воспитателя, чтобы ему включили радио. Но и никогда не отказывался его слушать. И воспитателям кажется, что они знают лучше Димы, что он хочет, а что нет.

Марианна не слышит, она все время заглядывает в глаза воспитателю, очень ждет, когда на нее посмотрят, и пытается повторить все жесты.

Когда дети группы вечером ложатся спать, то у кого-то из них в голове мелькают воспоминания о прошедшем дне, но им трудно вспоминать, так как никто не называет им то, что они делали, словами. Когда они встанут утром, они пойдут в туалет, на завтрак, в игровую. Они знаю это, потому что это происходит каждый день – день ото дня. Но у них нет слов, жестов и знаков, чтобы обозначить это.

Для того, чтобы попробовать немного изменить эту ситуацию, необходимо обучать воспитателей альтернативной коммуникации. Это картинки, пиктограммы, есть также речевой тренажер Go Talk («Гоу Ток»), предназначенный для усвоения, развития или восстановления речевых навыков. Устройство может использоваться для обучения как нормально развивающихся детей, так и детей с нарушением интеллекта и речи (афазия, алалия, дислалия, дизартрия), для реабилитации и облегчения коммуникации и общения взрослых после перенесенного заболевания (черепно-мозговой травмы, инсульта), а также как элементарное коммуникативное устройство для людей с нарушенной речью.

- Дима сможет попросить включить или выключить радио, и это будет одним из достижений воспитателя, потому что она будет его этому учить.

В конце дня кто-то из воспитателей вспомнит с детьми их день, показав на фотографии и картинки и расскажет о планах на завтра. Они также смогут планировать действия по специальной схеме.

В конце концов, дети научатся хоть немного влиять на мир и сообщать о своих потребностях, они смогут выучить новые значения (слова) и способы их обозначения. И от этого мир станет чуть менее жестоким по отношению к ним, ведь они живут и всегда будут жить в детским доме или интернате для инвалидов.

Виктория Рыскина, петербургский психолог и логопед

Специально для Фонтанки. ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях