В целом, как рассказал глава Торговой палаты Южной Карелии Мика Пелтонен (Mika Peltonen), оборот компаний, ориентированных на россиян, снизился в начале этого года на 10 - 30%, если сравнивать с ситуацией годом ранее.
Так, по приблизительным оценкам, падение курса рубля меньше отразилось на гостиничном и ресторанном бизнесе — там наблюдается снижение около 10%. Более серьёзные убытки, по словам господина Пелтонена, потерпели магазины, которые специализируются преимущественно на российских туристах (например, продают обувь, сумки). Такие компании в долгосрочной перспективе могут оказаться в плачевной ситуации, если не произойдут позитивные изменения, считает глава Торговой палаты.
Эти данные подтверждает и Исследовательско-аналитический центр TAK Oy: там подсчитали, что россияне стали экономить ещё в прошлом году. При этом уменьшение размера суммы денег, потраченной на услуги (в том числе на питание), происходило медленнее (-8,3%), чем снижение расходов на покупки (-13,4%), омечает аналитик TAK Танели Добровольский (Taneli Dobrowolski). Всего россияне потратили в Финляндии в 2013 году 1,21 млн евро, 435 млн из них — в приграничных регионах (361 — в Южной Карелии, 74 млн — в регионе Котка-Хамина). В прошлом году количество поездок в Финляндию достигло рекордного уровня — 5,2 млн. В этом году этот показатель может опуститься до уровня 2009 года, считают эксперты TAK.
Из-за экономии россиян падают продажи у финских предпринимателей.
В трудные времена российские потребители отказываются в первую очередь от дорогих покупок и услуг. Директор гостиницы Sokos Hotel в Лаппеенранте Матти Синкко (Matti Sinkko) говорит, что осторожность россиян в нестабильной экономической ситуации отражается на количестве броней. По словам госпожи Синкко, несколько возросло число случаев отмены брони.
Магазин шуб и изделий из меха Doumas Furs на границе с Россией подсчитал, что последний год оказался самым трудным за всю историю компании. «Начиная с прошлого года россияне боятся тратить деньги. Наши продажи за год сократились на 50 - 60%», - рассказал финским медиа Эфкейдис Доумас (Efkeidis Doumas), владелец магазина.
Известному финскому актёру Вилле Хаапасало пришлось свернуть свой бизнес, направленный на российских туристов, - ресторан Ville's Mayak в Нуйямаа («Брусничное») и аутлет Brand Outlet Center недалеко от пункта пропуска Vaalimaa («Торфяновка») закрылись. Это случилось по нескольким причинам, но, вероятно, не последнюю роль в закрытии сыграло снижение покупательной способности россиян в связи с ослаблением рубля.
Компания Atma Trade, которой принадлежат торговые центры Laplandia Market и Grande Orchide, как сообщает Imatralainen, сейчас проводит переговоры между работниками и работодателями о сокращении мест в связи с уменьшением покупательной способности россиян. До этого дела у Atma Trade шли хорошо, особенно с Laplandia Market, но теперь ситуация изменилась. Генеральный директор Atma Trade Мохамад Дарвиш (Mohamad Darwich) все же надеется, что сокращения мест можно будет избежать. Сейчас на компанию в Лаппеенранте и Иматре работают 180 человек. По словам Дарвиша, в марте продажи упали на 40 - 50%. «Покупки сместились в сторону товаров первой необходимости, покупательная способность снизилась. Если россияне раньше приобретали 2 пары носков, то теперь берут одну», - отмечает бизнесмен.
В торговый центр высокой моды Grande Orchide, который открылся в конце ноября 2013 года, были вложены большие инвестиции, но пока ожиданий он не оправдал. Тем не менее, по мнению предпринимателя, 3 - 4 не очень удачных месяца — это ещё не повод закрывать бизнес. Дарвиш считает, что ситуация вскоре начнёт выравниваться, если в России не произойдёт ничего особенного.
Однако, как подчеркнул глава Торговой палаты, владельцы магазинов Южной Карелии в большинстве своем говорят, что их бизнес все же основан на финских клиентах. Доля россиян среди их покупателей варьируется, но на розничном рынке она может достигать максимум 20%.
Он напоминает: «Объём покупок россиян увеличивался в течение последних лет, а в экономике есть одно простое правило: после периода роста всегда идёт период стагнации».
Генеральный директор TAK Oy Паси Нуркка (Pasi Nurkka) придерживается такого же мнения. ”Подобного рода рецессии обычно длятся несколько месяцев. Возможно, что к концу года снова начнётся рост числа поездок. На данный момент, конечно, есть некая неопределённость, поэтому трудно сказать, к чему это приведёт”, - говорит он.
Несмотря на то что финские компании, ориентированные на россиян, переживают кризис, отдельные предприниматели настроены оптимистично. Так, у пограничного пункта «Ваалимаа» («Торфяновка») в муниципалитете Виролахти (Virolahti) продолжают возводить аутлет Valimaa Shopping Center, руководство ведёт переговоры с компаниями - владельцами торговых марок. Снижение потока туристов не влияет на планы по строительству торгового центра в Ваалимаа, сообщил исполнительный директор компании Valimaa Shopping Center Oy Ярослав Герасимов. «Есть некоторое снижение числа туристов, оно обусловлено ростом курса евро, сомневаюсь, что сказались другие факторы. Скорее всего, в течение полугода поток туристов в Финляндию выровняется».
Его мнение, очевидно, разделяют и другие участники рынка. Так, бизнесмен Тойво Сукари (Toivo Sukari) ведет переговоры о строительстве третьего ТРЦ Ideapark на территории по соседству с будущим Valimaa Shopping Center, в 1 км от пограничного пункта «Торфяновка».











