Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Рынок Петербурга накрыло инфляцией (фото)

Рынок Петербурга накрыло инфляцией (фото)

1 307
Антонина Байгушева, ДП
Источник:

Цены на продукты в магазинах Петербурга растут пугающими темпами. По данным Петростата, за март они увеличились на 2%, а с начала года – уже на 5,3%. Стоимость килограмма бананов за месяц выросла на 30%, литра молока – на 8,2%, килограмма сахара – на 7,1%. Эксперты прогнозируют, что рост остановится только к лету, а по итогам года продукты могут подорожать на 9-11%. В 2013-м году рост составил 7,9%.

Региональный филиал Федеральной службы государственной статистики подготовил свежий отчет по динамике цен на товары и услуги в Петербурге. По подсчетам ведомства, за март цены на продукты увеличились на 2%, что говорит об ускорении инфляции: в январе и феврале рост составлял 1,6%. Таким образом, с начала года стоимость продовольственных товаров для горожан увеличилась уже на 5,3% по сравнению с декабрем 2013 года. В прошлом году инфляция была спокойней: тогда за март стоимость продуктов выросла на 0,7%, за три первых месяца – на 3,5%.

В марте, как и в предыдущие месяцы, серьезнее всего росли цены на овощи и фрукты: в основном в это время года они импортируются из-за рубежа, поэтому напрямую зависят от курса евро и доллара. Так, килограмм бананов подорожал на 31,8%, моркови – на 9,4% (средняя цена – 33,15 рубля), капусты – на 9% (24,8 рубля). Один килограмм картофеля в целом по городу теперь обходится в 32,37 рубля: это на 6,6% больше, чем в феврале, и на 33,8%, чем в декабре. Лук с начала года подорожал на 36,2%, яблоки – на 5,5%.

Источник:

Впрочем, нужно подчеркнуть, что стоимость плодоовощной продукции растет сезонно и всегда увеличивается в начале года: за три месяца 2013 года кило картошки подорожало на 18,3%, яблок – на 4,2%, лука – на 19,1%, а свеклы – на 39,4%. А по остальным продуктам 2013-й год был гораздо спокойнее. Так, хлебобулочные изделия выросли в цене за март 2014 года на 1,3%, тогда как в 2013 увеличение составило 0,9%. Один литр молока теперь стоит в среднем 49,55 рубля, что на 8,2% больше, чем в феврале, и на 10,6%, чем в начале года (за первые три месяца 2013 рост составил 2,3%). Килограмм сахарного песка подорожал за март на 7,1% (35,5 рубля), с начала года – на 8,2%. В 2013 году, наоборот, его стоимость уменьшилась на 2,4%.

Перечислим еще несколько популярных продуктов. Один килограмм сметаны теперь обойдется в среднем в 122 рубля (рост за март – 3,8%, с начала года – 6,3%), килограмм творога – в 228 рублей (за март – на 4,1% больше, с начала года – 7,4%), килограмм сливочного масла – в 387 рублей (2,4% и 4,3% соответственно). Впрочем, по некоторым позициям наблюдается снижение стоимости: так, килограмм гречи с начала года подешевел на 3,65%, манной крупы – на 0,9%.

В целом же стоимость минимального набора продуктов питания в ценах марта 2014 года составила 3508 рублей, что на 3,4% больше февраля. В марте 2013 года набор стоил 3026 рублей. Добавим, что Петростат приводит среднюю цену по городу – как с учетом дорогих магазинов, так и дискаунтеров. Ощущения самих потребителей отличаются от сухих цифр статистики. «Составила список продуктов, пришла в супермаркет. Купила только половину, так как была шокирована ростом цен», – пишет читательница «Фонтанки».

Лето и инфляция

По словам экспертов, наблюдаемый рост цен – вполне ожидаемое следствие роста курса евро и доллара. «Текущее ослабление рубля к бивалютной корзине составляет 7%, максимальное наблюдалось 14 марта и составляло 12%. Учитывая структуру импорта и потребления продовольственных товаров, цены должны прибавить 5-7%, что мы и наблюдаем», – говорит руководитель аналитической службы ОАО ИК «Доходъ» Всеволод Лобов.

При этом он отмечает, что без плодоовощной продукции рост цен с начала года составляет лишь 2,5%, что, по мнению эксперта, говорит о «неплохой диверсификации импорта и местного производства в городе и области». А учитывая, что летом в магазинах появится продукция российских сельхозпроизводителей, то к этому времени должна стабилизироваться ситуация с ценами на яблоки, картофель, лук и другие товары этого сегмента.

О том, что к лету ситуация с ценами в магазинах Петербурга стабилизируется, говорит и ведущий аналитик банка «БФА» Дмитрий Жданов. «Рост цен на продовольствие, как обычно, замедлится с началом летнего сезона, когда у домохозяйств традиционно сокращается зависимость от импортной продукции: личные подсобные хозяйства граждан хоть на время, но сдержат натиск импорта. Мы видим, что сейчас основному прессингу подвержены цены на молочную продукцию и овощи, то есть те продукты, которые вполне могут быть успешно замещены отечественными аналогами летом», – говорит эксперт.

Отметим, что крупные торговые сети обычно заключают контракты на поставку товаров с фиксированной ценой на несколько месяцев вперед. Как полагают наблюдатели, сейчас ретейлеры начинают подписывать договоры уже по новым ценам, что неизбежно отразится на кошельках граждан. «Самым неблагоприятным периодом окажется именно второй квартал: запасы продукции, закупленной еще по старым ценам, будут исчерпаны, а «бонусный» летний период еще не наступит. При таком раскладе рост цен, вероятнее всего, ускорится, если не будет применено сдерживающих мер», – говорит Дмитрий Жданов.

Что еще дорожает

Стоимость непродовольственных товаров пока увеличивается чуть медленнее. С начала года цены в этом сегменте выросли на 1,9% (январь – 0,3%, февраль – 0,5%, март – 1%). За первые три месяца 2013 года рост составил 1,2% (0,4%, 0,4% и 0,4% соответственно).

Вслед за ростом акцизов ожидаемо подорожали сигареты (6,2%), а также медикаменты, среди которых большая доля импорта: плюс 2,2% в марте. Отметим, что в марте 2013 года лекарства подорожали всего лишь на 0,6%. Стоимость парфюмерно-косметических товаров выросла на 1,4%: туалетное мыло подорожало за март на 1,1%, стиральный порошок – на 1,5% (с начала года – 3,3%).

«Цены на непродовольственные товары, как правило, менее эластичны к быстрому изменению курса национальной валюты. Они дольше хранятся, есть существенные запасы на складах, по ним больше рентабельность, поэтому есть возможность некоторое время не повышать цены. Возможно, некоторый рост будет, но мы не думаем, что он будет значительным», – прогнозирует ситуацию Всеволод Лобов. С ним согласен и Дмитрий Жданов, хотя и прогнозируя, что рост цен на непродовольственные товары станет ощутимым уже во втором квартале.

Добавим, что цены на бензин, по данным Петростата, увеличились за март на 1,6%: цена за литр АИ-92 выросла с 29,2 до 31,1 рубля, АИ-95 – с 32,4 до 35 рублей.

К концу года – до 11%

В 2013 году инфляция в целом по стране составила 6,5%. Стоимость продуктов в Петербурге выросла на 7,9%, на непродовольственные товары – 4,7%. По прогнозу ИК «Доходъ», в 2014 году стоимость продуктов может вырасти на 9-11% (цифры будут меньше в случае хорошего урожая), общая инфляция – 6,5-7,5%. Как говорят в компании, текущая экономическая ситуация располагает к стабилизации цен, так как наблюдается падение спроса: за январь-февраль 2014 года оборот компаний розничной торговли снизился на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Что касается валютных колебаний, то, по прогнозу Всеволода Лобова, если отток капитала из-за введения Западом санкций прекратится, то рубль укрепится еще на 3-4%, после чего ситуация с курсом стабилизируется.

«Несмотря на заявления Минфина о том, что курс рубля стабильно держится Центробанком внутри т.н. «безопасного коридора», а значит, инфляцию по итогам года можно будет сдержать в пределах 6%, данная риторика все больше походит на хорошую мину при плохой игре. В текущих обстоятельствах рассчитывать на реализацию данного прогноза явно не приходится: «план» по инфляции будет выполнен гораздо раньше», – говорит Жданов.

В связи с этим он считает своевременной инициативу Смольного по заключению договора с крупнейшими ретейлерами: как уже рассказывала «Фонтанка», правительство планирует подписать соглашение с торговыми сетями, чтобы они сдерживали рост цен на социально значимые товары, а стоимость второстепенных – наоборот, увеличивали сильнее, нежели это диктуется рынком. Впрочем, по состоянию на 25 марта такие переговоры велись только с X5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). В «Ленте» и «О’кее» сообщили, что пока представители Смольного с подобными идеями не обращались.

Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях