Международное сообщество прозевало грядущий кризис. Элементарный пример: уже пять лет назад на площади Независимости в Киеве, где гулял Майдан, свободно продавались майки с текстом «Слава богу, что я не москаль». Поборники прав человека в ЕС на это обращали мало внимания. Хотя, если бы майки с текстом типа «Слава богу, что я не хурри» (оскорбительное по отношению к шведам) продавались на рынке в Хельсинки, то продавец попал бы на скамью подсудимых по статье 13.5.2011/511 - за «подстрекательство против этнической группы» - с наказанием до 2 лет тюремного заключения. Столь жёсткое наказание прописано в законе по той простой причине, что шведское меньшинство могло бы встать на дыбы, а жители Аландского архипелага вовсе захотели бы присоединиться к Швеции.
В Финляндии все больше начинают осознавать, что первопричиной нынешнего украинского кризиса стала борьба между группировками, которые, для притягивания масс на свою сторону, выдвинули националистические и популистские лозунги.
Казалось бы, дать украинцам самим разобраться, но в дело была втянута Россия, а она, по мнению большинства финнов, воспользовалась ситуацией, чтобы решить вопрос с Крымом. Сейчас финны начинают понимать, что о положении русскоязычного населения полуострова в последние годы многое умалчивалось. Однако форму и законность проведения референдума многие продолжают осуждать, ведь та же Россия ранее поставила свою подпись под обязательством уважать суверенитет Украины в обмен на отказ последней от ядерного оружия. Приоритет закона и международных соглашений перед эмоциями для большинства финнов незыблем. Поэтому случившееся с Крымом не просто заставило их задуматься о целесообразности проведения переговоров по безвизовому режиму с Россией, но и подняло процент тех, кто поддерживает вступление Финляндии в НАТО. Так, из 100 тысяч респондентов интернет-опроса газеты «Илта-Саномат» 47% высказалось за вступление Финляндии в НАТО, что на 18% выше, чем летом 2013. Против вступления в НАТО высказалось 53% опрошенных.
Но сотрудничеством с соседями финны очень дорожат. Об этом, в частности, свидетельствует, что в ходе переговоров руководителей стран ЕС по поводу мер в связи с событиями в Украине Финляндии было предоставлено право продолжить деловые встречи на министерском уровне. Кроме того, президент Саули Ниинистё на международной встрече в Гааге заявил о своем намерении продолжать и поддерживать двусторонние отношения со своим российским коллегой Владимиром Путиным до тех пор, пока это будет в интересах Финляндии.
Эти слова дорогого стоят. Они говорят о том, что Финляндия пытается вновь наводить мосты в сложной международной ситуации. Финны искренне заинтересованы в том, чтобы Россия процветала и не оказалась в экономической изоляции. Такое стремление естественно: от российско-финляндских экономических отношений во многом зависит и финское благополучие.
Напрасно некоторые эксперты утверждают, что никакие санкции не страшны и при этом ссылаются на опыт санкций после войны с Грузией. Нельзя уповать на то, что все равно российский бизнес перехитрит и найдет лазейку. За границей России, в той же Финляндии, бизнес тоже научен опытом, порой горьким. Помню, в 1979 году для обеспечения Олимпиады-80 Москва закупила в Финляндии полиграфическое оборудование. Хотя оно и было не новое, 2-летней давности, и работало только на 35% мощности, оно прекрасно обеспечило Олимпиаду. Те, кто закупил его, получили ордена и грамоты, а главный организатор продажи – технический директор типографии «Хельпринт» Пааво Маннер – получил реальных 6,5 года тюрьмы за «измену родине». Оказалось, что фотонаборная система «Пагитрон» производства США проходила под параметры эмбарго на поставки высокотехнологического оборудования…
Финны знают, что Россию железным занавесом не испугать, россияне прожили за ним 75 лет. Но все же они надеются, что горячие головы на Украине и в России поостынут, и до введения самых жестких мер не дойдет. В связи с этим они во многом рассчитывают на успех работы официальных наблюдателей ОБСЕ, которые отправляются на Украину для прояснения ситуации.