Двухнедельная поисковая операция у островов Индонезии объявлена завершенной. "Боинг 777-200" авиакомпании Malasiya Airlines, пропавший с радаров 8 марта 2014 года, официально признан потерпевшим крушение в водах Индийского океана. Впрочем, достоверных доказательств авиакатастрофы спасатели так и не обнаружили.
Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак объявил о завершении операции по поиску "Боинга 777-200" Malasiya Airlines, выполнявшего рейс № MH370 из Куала-Лумпура в Пекин. «С глубокой скорбью и сожалением мы должны сообщить, что, судя по последней информации, борт 370 окончил свой полет в южной части Индийского океана», – заявил Наджиб Разак во время пресс-конференции в Малайзии.
Видео – YouTube
Самолёт "Боинг 777-200" авиакомпании Malasiya Airlines вылетел из аэропорта Куала-Лумпур 8 марта 2014 года в 0 часов 41 минуту местного времени (20 часов 41 минуту по московскому времени). На борту находилось 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Среди них был 43-летний предприниматель из Иркутска Николай Бродский. Он возвращался из отпуска на Бали, дома его остались ждать жена и двое детей, 11 и 17 лет.
На записи трекера с сайта flightradar24.com видно, как сразу после взлёта борт, выполняющий рейс № MH370, начал набирать крейсерский эшелон, следуя на навигационную точку IGARI. Эта точка находится на границе между воздушным пространством Малайзии и Вьетнама. Она же – то место, где экипаж рейса № MH370 в последний раз вышел на связь. Авиадиспетчеры Малайзии сообщили пилотам о передаче борта в воздушную зону Вьетнама. Один из пилотов подтвердил получение информации фразой: «Хорошо, вас понял». Больше никто из экипажа на связь не выходил, а вскоре после этого, в 2 часа 40 минут местного времени, с экранов радара пропала и метка самолёта. Дальнейшая судьба лайнера и находившихся в нём людей неизвестна.
По словам представителей авиакомпании, кто-то отключил все средства связи на борту, а также оборудование, передающее телеметрические данные службе управления воздушным движением. Кроме того, за полтора часа до исчезновения с радаров была отключена система ACARS. Она установлена в современных самолётах и призвана передавать информацию о технических отказах на борту. Власти Малайзии заявляли даже о фразе «Спокойной ночи», которая была передана в эфир перед самым исчезновением самолёта. Спустя 5 часов после потери связи с самолётом авиакомпания Malasiya Airlines сообщила властям о возникновении нештатной ситуации.
Первой версией произошедшего стала авиакатастрофа. В поисковой операции приняли участие 26 стран, в том числе и Россия. Спасатели искали обломки "Боинга" в акватории Южно-Китайского и Андаманского морей, а также в Индийском океане. К поиску подключили даже пользователей Интернета, которые изучали спутниковые снимки, предоставленные частной американской компанией.
Через неделю безрезультатных поисков власти объявили, что самолёт, судя по всему, угнали. Они раскрыли информацию о том, что через некоторое время после исчезновения борта военные Малайзии обнаружили на радаре неизвестный объект. Он снижался курсом на Запад и следовал от того места, где пропал "Боинг 777". Сопоставив время и место, они пришли к выводу, что это и был тот самый пассажирский лайнер. Позже появилась информация о том, что через несколько часов подобный объект зафиксировали гораздо западнее. Он следовал на высоте 500 метров, будто специально избегая воздушных трасс над Индийским океаном. С этого момента официальной версией произошедшего стал угон воздушного судна.
Стало известно, что двое пассажиров, поднявшихся на борт, следовали по поддельным паспортам. Документы были украдены пару лет назад у двух европейцев в Таиланде. Обладателей фальшивок быстро идентифицировали. Ими оказались граждане Ирана. Одного из них зовут Пурия Нур Мохаммад Мердад, ему исполнилось 18 лет. Он следовал на пересадочный рейс в Пекин, чтобы затем отправиться в Германию. В аэропорту Франкфурта-на-Майне его ждала мать. По её словам, он собирался попросить в Европе политического убежища. Имя второго иранца – Делавар Сейед-Мохаммадреза, ему 29 лет. Однако это всё, что о нём известно. Интерпол заявил, что у них нет информации о том, что эти два человека когда-либо были связаны с террористическими организациями.
В угоне также обвинили пилотов, в их домах полиция провела обыски. Существовала версия, что 53-летний командир воздушного судна Захари Ахмад Шах, налетавший 18 563 часа, мог таким образом свести счеты с жизнью или отомстить авиакомпании из-за разногласий, которые у них возникали. Полиция также обнаружила у него дома полноразмерный симулятор кабины реального "Боинга 777", на котором он отрабатывал некоторые манёвры. Именно там он мог спланировать свои действия. Что касается второго пилота, его имя Фарик аб-Хамид, ему 27 лет. Уже после случившегося авиакомпания обнародовала данные, согласно которым в 2011 году он нарушил инструкции и пригласил в кабину двух девушек из числа пассажиров.
По версии следствия, самолёт мог быть угнан для совершения теракта в будущем. Учитывая практическую дальность "Боинга 777-200", при необходимости и достаточном количестве топлива он мог совершить межконтинентальный перелёт в любую из стран Европы или Северной Америки. Впрочем, против этой версии говорил тот факт, что рядом с Малайзией не так много аэродромов, куда бы мог сесть "Боинг 777-200", требующий 2500 метров бетонной или асфальтированной полосы. При этом ещё меньше вероятность, что в таком аэропорту не нашлось бы ни одного человека, который смог бы сообщить властям об обнаружении самолёта.
Тем не менее эта версия была основной вплоть до 20 марта, когда китайский спутник зафиксировал несколько крупных объектов в акватории Индийского океана в 2500 километрах от западного побережья Австралии. Объект был размером 22 на 30 метров. На его опознание отправились несколько поисковых самолётов, однако с воздуха они так и не смогли идентифицировать найденное как обломок пропавшего "Боинга".
23 марта в зону нахождения первого объекта вылетели 8 поисковых самолётов и выдвинулся эсминец ВМС США. В акватории были размещены несколько буёв, позволяющих определить скорость и направление течения в этом месте. Однако поисковую операцию пришлось отложить из-за пришедшего циклона и опустившегося густого тумана. Мероприятия продолжились лишь 24 марта. В первой половине дня самолёт службы спасения из КНР обнаружил несколько объектов в стороне от того места, где проводились поиски. После передислокации сил спасатели из Австралии объявили, что заметили круглый объект серого или зелёного цвета, а рядом с ним ещё один оранжевый треугольной формы. К месту находки отправился эсминец.
В ходе пресс-конференции 24 марта премьер- министр Малайзии Наджиб Разак заявил, что специалисты изучили данные со спутников и, применив новый метод, смогли установить примерную траекторию последнего полёта пропавшего "Боинга". Технология основана на эффекте Доплера и, отталкиваясь от искажения звуковых и радиоволн, позволяет смоделировать примерное расположение объекта. На основе этой информации был сделан вывод, что пропавший "Боинг 777-200" авиакомпании Malasiya Airlines потерпел авиакатастрофу в южной акватории Индийского океана. По официальной версии, все, кто был на борту, погибли.
Авиакомпания Malasiya Airlines объявила, что из уважения к пассажирам и экипажу пропавшего самолёта изменит нумерацию своих рейсов. Теперь рейсы из Куала-Лумпура в Пекин совершаются под номерами MH318 и MH319.
Андрей Меньшенин