Депутаты Законодательного собрания от фракции «Яблоко» Борис Вишневский и Александр Кобринский написали письмо на имя гендиректора канала «Россия-24» Евгения Бекасова, в эфире которого ведущая Эвелина Закамская заявила, что евреи «сами приблизили холокост». Народные избранники ждали, пока руководство само отстранит журналистку от работы, а не дождавшись, решили все же донести до канала и журналистки, что то, чем они занимаются, – это экстремизм. Причем, говорят яблочники, у них нет цели «отправлять Закамскую в Сибирь», достаточно будет ее просто уволить.
В субботу в дневном эфире государственного телеканала «Россия-24» состоялась беседа между писателем Александром Прохановым и ведущей Эвелиной Закамской. Под конец интервью спорные высказывания Проханова становились все более жесткими, пока буквально за 1 минуту до окончания передачи он не заявил: «Странно, что еврейские организации – европейские и российские – поддерживают майдан. Они что делают? Они не понимают, что они своими руками приближают второй холокост?» Ведущая решилась поддержать идею, заметив: «Они и первый приближали также». «Это чудовищно, это поразительная слепота, которая, по-видимому, повторяется, потому что и до 33-го года в Европе очень многие либеральные организации вскармливали фюрера», – заявил Проханов, на что ведущая ответила кратким «Да» и попрощалась со зрителями.
Мягко говоря, спорное высказывание возмутило петербургских парламентариев из партии «Яблоко» Александра Кобринского и Бориса Вишневского. Причем возмущение вызвали не слова Проханова, от которого уже давно никто иного, кроме как идей националистического и имперского толка, доходящих до ультраправых краев, не ждет, а безропотно соглашательская позиция Закамской. Более того, по мнению парламентариев, девушка в эфире проявила себя даже хуже гостя. «Ведущая вашего канала пошла дальше Проханова. Она не только согласилась с ним, но и развила его мысль», – указывают в своем письме депутаты.
«Ее слова невозможно трактовать иначе, как то, что своими действиями евреи приближали холокост 1930 – 1940-х годов. Такая точка зрения действительно существовала в нацистской Германии. Ее суть проста: добрые немцы не выдержали гнусностей, совершавшихся евреями, и были вынуждены принять меры для "окончательного решения еврейского вопроса". Подобная позиция, на наш взгляд, немыслима в цивилизованной стране. Она является не только оскорбительной по отношению к памяти шести миллионов евреев, погибших во время геноцида, но и попыткой оправдания преступлений нацистов», – продолжают депутаты
Как поясняют депутаты в письме, они надеялись: «...после случившегося руководство вашего канала самостоятельно даст оценку произошедшего, незамедлительно отстранит журналиста от эфира и принесет извинения за ее действия». Однако, так как этого не произошло, депутаты решились лично обратиться к Бекасову с вопросом, разделяет ли он мнение подчиненной и «считает ли он допустимыми антисемитскую пропаганду и оправдание преступлений нацистов на канале».
Парламентарии усмотрели в словах Закамской признаки ч. 1 ст. 282 УК, предусматривающей до двух лет тюрьмы за возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и принадлежности к социальной группе. Сама программа, полагают авторы письма, «подпадает под определение экстремистского материала, данное в ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», поскольку оправдывает практику совершения преступлений, направленных на «полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы».
Но, как надеются Вишневский и Кобринский, решить вопрос удастся так, чтобы вмешательства правоохранительных органов не потребовалось. По словам Бориса Вишневского, если в течение месяца руководство телеканала не выполнит требования депутатов, то они будут вынуждены обратиться в Следственный комитет и прокуратуру. «Я совершенно не призываю к тому, чтобы Закамскую арестовали, заковали в кандалы и увезли в Сибирь. Ни в коем случае. Есть такая мера, как дисквалификация, наказание в виде запрета занимать определенную должность. Я убежден, что человек с такими взглядами не должен работать на телевидении. Мы убеждены в том, что в данном случае ситуация аналогична истории с журналисткой Скойбедой. Ничего общего со свободой слова она не имеет. В данном случае было оправдание преступления против человека, что карается у нас по статьям Уголовного кодекса», – заявил Вишневский.
Узнать официальную позицию начальства Закамской оказалось невозможно. «Почему мы должны давать какие-то комментарии? Это заявила ведущая. Услышали сто миллионов человек. Вот у нее и спрашивайте. Мы всего лишь трансляторы. Пусть она объяснит, зачем она это говорила», – напряженно заявили в пресс-службе холдинга ВГТРК.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"