Как рассказал Алексей Игнаткович, координатор Клуба АвтоПутешественников, пока ещё рано говорить о влиянии роста евро на число автомобильных поездок в Финляндию, поскольку основной сезон ещё не наступил, а в новогодний сезон это было ещё не так чувствительно. «Думаю, что это всё же скажется на поездках российских туристов, ведь топливо в Финляндии и так было одним из самых дорогих в Европе». Стоимость поездки для россиян увеличится на столько же, на сколько подорожал евро, т.е. примерно на 20%. Поток тех, кто ездит в Финляндию на автомобиле «откатывать визу» после поездок в другие страны, по мнению господина Игнатковича, не снизится. Водители заливают в России полный бак уже перед границей, им с лихвой хватает, чтобы съездить даже до Хельсинки и обратно. «На них подорожание евро не скажется никак, так как они не тратятся». Что касается «настоящих» туристов, отправляющихся на автомобиле отдыхать, то ездить будут те, кто может позволить себе потратить на 20% больше.
Автотуризм в формате кемпингов, палаток, в отличие от поездок, организуемых турфирмами, как предполагает господин Игнаткович, возможно, даже вырастет. По его словам, такая тенденция наблюдалась во время прошлого кризиса.
Как же отражается рост евро на количестве пересечений границы? Перед Вами график, позволяющий сравнить курс евро и количество легковых автомобилей, пересекших российско-финляндскую границу на пунктах пропуска «Брусничное», «Торфяновка» и «Светогорск» в период с января по март 2014 года (по данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). За это время евро подорожал более чем на 10%. Глядя на получившийся график, чёткую зависимость количества автотуристов от курса евро проследить сложно. Для наглядности мы также представили данные по трафику за аналогичный период 2013-го.
Можно утверждать, что с января по март резкого снижения трафика легковых автомобилей вместе с ростом валюты ЕС нет, но уменьшение автопотока можно проследить в долгосрочном периоде. Представленный ниже График 2 составлен на основе данных Транспортного агентства Финляндии о количестве легковых автомобилей (возможно, в эту категорию входят и микроавтобусы), пересекавших границу через «Брусничное», «Торфяновку» и «Светогорск».
По данным исследовательского агентства TAK Oy, за последние годы пик роста числа российских туристов, посещающих Финляндию, пришелся на 2011 год, когда число поездок в Финляндию увеличились на 30%. «Это, наверное, частично можно объяснить «отложенным спросом», то есть тем, что туристы, которые во время экономического спада 2008-2009 годов экономили на том, что отказывались от поездок за границу, в том числе в Финляндию», - говорит Танели Добровольский, аналитик Исследовательско-аналитического центра TAK Oy. После того, как экономический кризис кончился, они вновь стали ездить, и вернули траекторию роста туризма на средний уровень, который за прошлые годы составлял в среднем примерно +15% в год. После 2011-го рост начал замедляться: в 2012-ом +14%, а в 2013-ом уже + 9%. За последние месяцы (за исключением четвертого квартала прошлого года), рост продолжает замедляться. В январе этого года +5%, в феврале +3,5%. «Ситуация, которая у нас сложилась, повлияла больше всего на шопинг-туризм, - комментирует ситуацию в январе - феврале 2014 года господин Добровольский. - А эта категория туристов путешествует часто на автобусах и микроавтобусах. Так что если сравнить число туристов, пересёкших границу на этом виде транспорта, зависимость с курсом рубля, вероятно, будет более ощутима». Эту мысль подтверждают и данные Транспортного агентства Финляндии о количестве автобусов, пересекших границу за 2013 год через «Брусничное», «Торфяновку» и «Светогорск».
В компании «Евротур», которая специализируется на краткосрочных поездках в Финляндию, отмечают снижение числа пассажиров. По результатам опроса, который был проведён на её странице в социальной сети, около 70% из 683 ответивших (на момент написания статьи) стали ездить в Финляндию реже. Тех, число чьих поездок увеличилось, - всего 17%. Остальные склонились к варианту ответа «Другое». Директор «Евротура» Юрий Бобрович отметил, что с результатами опроса согласен.
«В Финляндии замедление турпотока мы уже ощущаем, особенно в шопинг-туризме. Продажи по системе такс-фри в начале года после сезона упали довольно резко и, по информации продавцов гипермаркетов восточной Финляндии, средний чек российских покупателей стал меньше. Но, хоть рост шопинг-туризма остановился уже в прошлом году, число туристов, приезжающих в Финляндию на отдых, все-таки продолжало расти. Это может свидетельствовать, например, о том, что за покупками начали ездить все чаще в более дешевую страну по сравнению с Финляндией, Эстонию. По последним данным Росстата, поток туристов из России в Эстонию в прошлом году вырос на +23 %», - говорит Танели Добровольский.
Представитель администрации Лаппеенранты, госпожа Мирка Рахман, подтверждает тот факт, что россиян на улицах и в магазинах Финляндии стало меньше. Продажи по системе Tax Free в первом месяце 2014 года упали на 30% по сравнению с январем 2013-го. При этом она уточняет, что курс евро не является определяющим фактором, и, вероятно, если экономическая ситуация в России стабилизируется, то трафик в Финляндию продолжит расти, как и раньше. Курс евро, по словам госпожи Рахман, не сделал финские товары слишком дорогими, и при этом стоит отметить, что в Финляндии роста цен, в отличие от России, не наблюдается.
Когда в TAK Oy делали анализ по данным за последние 10 лет, пытаясь выяснить, существует ли зависимость между курсом рубля и числом поездок, оказалось, что зависимость существует, но она не очень сильная. По словам господина Добровольского, «у курса рубля к доллару корреляция чуть сильнее, чем у курса рубля к евро, хоть это и довольно сложно объяснить. И, наконец, зависимость, которая существует, заметна только с «опозданием» на несколько месяцев. Так что она, вероятно, будет более заметна именно этой весной».