Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Что общего между курсом евро и очередями на границе

Что общего между курсом евро и очередями на границе

128

Как рассказал Алексей Игнаткович, координатор Клуба АвтоПутешественников, пока ещё рано говорить о влиянии роста евро на число автомобильных поездок в Финляндию, поскольку основной сезон ещё не наступил, а в новогодний сезон это было ещё не так чувствительно. «Думаю, что это всё же скажется на поездках российских туристов, ведь топливо в Финляндии и так было одним из самых дорогих в Европе». Стоимость поездки для россиян увеличится на столько же, на сколько подорожал евро, т.е. примерно на 20%. Поток тех, кто ездит в Финляндию на автомобиле «откатывать визу» после поездок в другие страны, по мнению господина Игнатковича, не снизится. Водители заливают в России полный бак уже перед границей, им с лихвой хватает, чтобы съездить даже до Хельсинки и обратно. «На них подорожание евро не скажется никак, так как они не тратятся». Что касается «настоящих» туристов, отправляющихся на автомобиле отдыхать, то ездить будут те, кто может позволить себе потратить на 20% больше.

Автотуризм в формате кемпингов, палаток, в отличие от поездок, организуемых турфирмами, как предполагает господин Игнаткович, возможно, даже вырастет. По его словам, такая тенденция наблюдалась во время прошлого кризиса.

График 1. Составлен по данным СЗТУ и Центробанка РФ. Отсутствуют данные по некоторым выходным дням.
Источник:

Как же отражается рост евро на количестве пересечений границы? Перед Вами график, позволяющий сравнить курс евро и количество легковых автомобилей, пересекших российско-финляндскую границу на пунктах пропуска «Брусничное», «Торфяновка» и «Светогорск» в период с января по март 2014 года (по данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). За это время евро подорожал более чем на 10%. Глядя на получившийся график, чёткую зависимость количества автотуристов от курса евро проследить сложно. Для наглядности мы также представили данные по трафику за аналогичный период 2013-го.

Можно утверждать, что с января по март резкого снижения трафика легковых автомобилей вместе с ростом валюты ЕС нет, но уменьшение автопотока можно проследить в долгосрочном периоде. Представленный ниже График 2 составлен на основе данных Транспортного агентства Финляндии о количестве легковых автомобилей (возможно, в эту категорию входят и микроавтобусы), пересекавших границу через «Брусничное», «Торфяновку» и «Светогорск».

График 2. Курс евро и трафик легкового транспорта на пунктах пропуска «Брусничное», «Торфяновка» и «Светогорск» с января 2013-го по март 2014-го. По данным Транспортного агентства Финляндии и ЦБ РФ.
Источник:

По данным исследовательского агентства TAK Oy, за последние годы пик роста числа российских туристов, посещающих Финляндию, пришелся на 2011 год, когда число поездок в Финляндию увеличились на 30%. «Это, наверное, частично можно объяснить «отложенным спросом», то есть тем, что туристы, которые во время экономического спада 2008-2009 годов экономили на том, что отказывались от поездок за границу, в том числе в Финляндию», - говорит Танели Добровольский, аналитик Исследовательско-аналитического центра TAK Oy. После того, как экономический кризис кончился, они вновь стали ездить, и вернули траекторию роста туризма на средний уровень, который за прошлые годы составлял в среднем примерно +15% в год. После 2011-го рост начал замедляться: в 2012-ом +14%, а в 2013-ом уже + 9%. За последние месяцы (за исключением четвертого квартала прошлого года), рост продолжает замедляться. В январе этого года +5%, в феврале +3,5%. «Ситуация, которая у нас сложилась, повлияла больше всего на шопинг-туризм, - комментирует ситуацию в январе - феврале 2014 года господин Добровольский. - А эта категория туристов путешествует часто на автобусах и микроавтобусах. Так что если сравнить число туристов, пересёкших границу на этом виде транспорта, зависимость с курсом рубля, вероятно, будет более ощутима». Эту мысль подтверждают и данные Транспортного агентства Финляндии о количестве автобусов, пересекших границу за 2013 год через «Брусничное», «Торфяновку» и «Светогорск».

График 3. Курс евро и трафик автобусов на пунктах пропуска «Брусничное», «Торфяновка» и «Светогорск» за 2013 год. По данным Транспортного агентства Финляндии и ЦБ РФ.
Источник:

В компании «Евротур», которая специализируется на краткосрочных поездках в Финляндию, отмечают снижение числа пассажиров. По результатам опроса, который был проведён на её странице в социальной сети, около 70% из 683 ответивших (на момент написания статьи) стали ездить в Финляндию реже. Тех, число чьих поездок увеличилось, - всего 17%. Остальные склонились к варианту ответа «Другое». Директор «Евротура» Юрий Бобрович отметил, что с результатами опроса согласен.

«В Финляндии замедление турпотока мы уже ощущаем, особенно в шопинг-туризме. Продажи по системе такс-фри в начале года после сезона упали довольно резко и, по информации продавцов гипермаркетов восточной Финляндии, средний чек российских покупателей стал меньше. Но, хоть рост шопинг-туризма остановился уже в прошлом году, число туристов, приезжающих в Финляндию на отдых, все-таки продолжало расти. Это может свидетельствовать, например, о том, что за покупками начали ездить все чаще в более дешевую страну по сравнению с Финляндией, Эстонию. По последним данным Росстата, поток туристов из России в Эстонию в прошлом году вырос на +23 %», - говорит Танели Добровольский.

Представитель администрации Лаппеенранты, госпожа Мирка Рахман, подтверждает тот факт, что россиян на улицах и в магазинах Финляндии стало меньше. Продажи по системе Tax Free в первом месяце 2014 года упали на 30% по сравнению с январем 2013-го. При этом она уточняет, что курс евро не является определяющим фактором, и, вероятно, если экономическая ситуация в России стабилизируется, то трафик в Финляндию продолжит расти, как и раньше. Курс евро, по словам госпожи Рахман, не сделал финские товары слишком дорогими, и при этом стоит отметить, что в Финляндии роста цен, в отличие от России, не наблюдается.

Когда в TAK Oy делали анализ по данным за последние 10 лет, пытаясь выяснить, существует ли зависимость между курсом рубля и числом поездок, оказалось, что зависимость существует, но она не очень сильная. По словам господина Добровольского, «у курса рубля к доллару корреляция чуть сильнее, чем у курса рубля к евро, хоть это и довольно сложно объяснить. И, наконец, зависимость, которая существует, заметна только с «опозданием» на несколько месяцев. Так что она, вероятно, будет более заметна именно этой весной».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях