Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Полиция приостановила поиски мировых шедевров

Полиция приостановила поиски мировых шедевров

1 239

Полиция приостановила расследование уголовного дела о хищении 15 пропавших в Петербурге картин известных художников. В частности, остаётся непонятной судьба картины французского живописца Шарля Антуана Куапеля, подлинность которой установлена экспертами Эрмитажа. Только ее рыночная стоимость может составлять полмиллиона евро.

Следователь Главного следственного управления ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталья Турапина приостановила расследование уголовного дела, возбуждённого по факту хищения в феврале 2009 года 15-ти картин, которые гражданка Финляндии Айле Кукконен ввезла в Россию для продажи. Об этом «Фонтанке» сообщила адвокат Людмила Каматесова, которая в данном деле представляет интересы искусствоведа Наталии Садковой, имеющей статус подозреваемой. По словам адвоката, приостановление расследования связано с болезнью Садковой и безуспешным пока розыском другой подозреваемой Татьяны Гулыниной. С момента возбуждения уголовного дела прошло более 5 лет, нынешнее приостановление его расследования – по счёту восьмое.

От огромного количества не доведённых до логического конца уголовных дел это отличает одна особенность: в нашем городе пропали сокровища мирового искусства (например, коллекция работ Антуана Куапеля экспонируется в Лувре), в связи с чем неспособность полиции найти их можно трактовать как репутационный вред нашему государству. Тем более, что «Фонтанке» удалось выяснить некоторые интересные подробности судьбы пропавшей картины Куапеля – оказывается, 15 лет назад её подлинность установили работники Эрмитажа.

Впрочем, даже с этим обстоятельством связана отдельная история.

Свободная копия

Экспертное заключение о подлинности картины Шарля Антуана Куапеля «Поклонение пастухов» было сделано отделом научно-технической экспертизы Эрмитажа в январе 1999 года. Заключение носит стилистически очень аккуратный характер: «Экспертируемая картина может являться свободной копией, выполненной Шарлем Куапелем в 1737 году по гравюре с картины Я. Йорданса. Кажущаяся слабость живописи, нехарактерная для Куапеля, скорее всего, является намеренной (для стилизации под 16-17 вв) и также обусловлена копированием с гравюры».

При проведении экспертизы сотрудники Эрмитажа исследовали основу картины (авторский холст), грунт, красочный слой, авторскую подпись, состояние сохранности, проводили рентгенографию, инфракрасную рефлектографию и стилистический анализ. В общем, сомневаться в авторитетности этой экспертизы никаких оснований нет. Но есть нюансы, которые с учётом того, что картина спустя 10 лет после проведённой экспертизы оказалась в центре уголовного дела, настораживают. Самый неожиданный из них – заказчик экспертизы. Это вовсе не Айле Кукконен, которая, напомним, является в рамках данного уголовного дела потерпевшей. Это – нефтяная компания «Лукойл»…

Под тенью гиганта

В Эрмитаже, даже на условиях анонимности, нам ничего конкретного по поводу данного обстоятельства пояснить не смогли – мол, сколько лет прошло. Зато «Фонтанке» удалось связаться с бывшим топ-менеджером петербургского представительства нефтяного гиганта. Этот человек рассказал занимательную историю после того, как мы пообещали не называть его имя. Оказывается, в конце 90-х годов руководство «Лукойла» приняло решение собрать собственную коллекцию живописи. Естественно, такая солидная компания не могла позволить себе, чтобы в коллекции появились не подлинники – поэтому между «Лукойлом» и Эрмитажем был заключён контракт на проведение экспертизы тех предметов живописи, которые должны были попасть в коллекцию. Как нам рассказали, картина Куапеля – не совсем подходящий для той коллекции экспонат, потому что руководство нефтяной компании ориентировалось на русскую живопись. Однако Айле Кукконен якобы была знакома с кем-то, принимавшим участие в создании коллекции, и могла попросить провести экспертизу картины «Поклонение пастухов» «под» контракт между «Лукойлом» и Эрмитажем. Мол, экспертиза дорогая, а у нефтяного гиганта всё равно всё оплачено.

Таким образом (если рассказ нашего анонимного собеседника из «Лукойла» соответствует действительности), среди 15 картин, которые с 2009 года безуспешно ищет полицейское следствие, имеется как минимум одна, чья подлинность удостоверена самим Эрмитажем и официально никем не опровергнута. Напомним, две другие заинтересовавшие следствие картины, авторство которых приписывают известному русскому авангардисту Александру Родченко, имеют совсем странную историю – Эрмитаж выдал заключение об их подлинности, а Русский музей опроверг это.

Система бессистемная

Подлинную картину Шарля Антуана Куапеля (творил в конце 17-го и в начале 18-го веков, чьи картины выставлены в Лувре отдельной коллекцией и одна – «Неистовство Ахилла» в Эрмитаже), можно расценивать не только как безусловный элемент мирового художественного наследия. Это ещё и очень дорогая вещь, если подходить к вопросу с позиций коллекционеров. Искусствовед Наталия Садкова, фигурирующая в уголовном деле в качестве подозреваемой, рассказала «Фонтанке», что Айле Кукконен хотела продать эту работу Куапеля за полмиллиона евро.

Анонимный собеседник «Фонтанки» из Эрмитажа дал более интересную оценку рыночной стоимости работы.

– Шарль Атуан Куапель – это не Рембрандт и не Рубенс, работами которых заинтересовались бы олигархи, готовые заплатить действительно серьёзные деньги за подлинники великих художников. Куапель – просто известный французский художник, чьи картины не купят олигархи, но купят просто богатые коллекционеры. Я думаю, что такую картину в Европе реально продать за 50-70 тысяч евро, в России же – как повезёт. Тут рынок антиквариата дикий, система ценообразования не поддаётся никакой системе, поэтому оценить картину Куапеля в деньгах, не ошибившись, – крайне сложно. В любом случае, российский продавец захочет продать эту картину за такую сумму, которая окажется велика для Петербурга. В Москве же можно продать всё что угодно и по любой цене…

Специалистам, как говорится, виднее. А с точки зрения журналистики мы видим загадочную историю появления в Петербурге и исчезновения в нём же произведения живописи мирового уровня.

«Происхождение неизвестно»

Итак, впервые картина Шарля Антуана Куапеля «Поклонение пастухов» легально проявилась в Петербурге в январе 1999 года – она оказалась в Эрмитаже для экспертного исследования в рамках договора между Эрмитажем и «Лукойлом». О том, как эта картина в принципе оказалась в России и в Петербурге, лучше всего написано в соответствующей графе «шапки» эрмитажной экспертизы: «Частное собрание. Картина поступила без подрамника. Происхождение неизвестно».

Следующее легальное появление этой картины описано в материалах уголовного дела: по версии следствия, в период с сентября по декабрь 2007 года Татьяна Гулынина и Наталия Садкова мошенническим образом похитили эту картину среди 15 других в одной из квартир многоквартирного дома по улице Орбели в Санкт-Петербурге.

А Наталия Садкова, которая является искусствоведом, к чьему мнению стоит прислушаться, еще в феврале говорила в телефонном интервью: экспертизу этой картины Куапеля делали не те сотрудники Эрмитажа, квалификации которых для этого достаточно. По мнению Садковой, данная картина является, скорее всего, работой неизвестного художника, сделавшего копию с гравюры на дереве, которая, в свою очередь, была копией известной работы фламандского живописца Якоба Йорданса. Но Айле Кукконен, по словам Наталии Садковой, очень хотела продать данную картину именно как работу Куапеля.

Теперь эту интригу может разгадать либо счастливая случайность, либо Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Работникам последнего остаётся малость – найти пропавшие картины. Но пока расследование уголовного дела приостановлено.

Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях