Парижан ограничили в возможности ездить на личном транспорте. Виной тому – превышение допустимой нормы вредных примесей в атмосферном воздухе в 2 с лишним раза. Запретительную меру власти французской столицы уравновесили разрешительной: прокат электромобилей и велосипедов там сделали бесплатным. «Фонтанка» выяснила, как в Северной столице России обстоят дела с вредными примесями в воздухе.
Ситуация с загрязнением атмосферной среды в Петербурге неоднородна. Станции автоматической системы мониторинга (АСМ) окружающей среды разбросаны по районам и, естественно, показывают разные данные. Так, например, АСМ Центрального и Петроградского районов показали «повышенный» уровень загрязнения воздуха. Гораздо чище в Пушкине, Петродворце, Курортном и Колпинском районах.
В одном наш город един: как правило, уровень загрязнения квалифицируется как «повышенный». То есть выше, чем средний по России в целом. Тем не менее, как отмечают в комитете по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности, грязь в воздухе не превышает допустимых значений.
«По данным АСМ в 2013 году, среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Петербурга (по городу в целом): оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, взвешенных частиц – не превышали уровней предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных гигиеническими нормативами. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят диоксид азота, формальдегид и фенол», – подсчитали чиновники.
Этому несколько противоречат данные Росстата. В 2013-м федеральная служба государственной статистики включила наш город в ТОП-3 самых грязных в стране. Петербург с ежегодным выбросом 448 тысяч тонн загрязнений в атмосферу обогнали только Норильск (1959 тысяч тонн выбросов) и Москва (995,4 тысячи тонн). По официальным данным, 86 % выбросов вредных веществ в атмосферу нашего города производят автомобили.
Ситуация в Париже, где вводят запретительные меры на пользование личным транспортом, близка в катастрофической. Из-за ранней весны город покрылся смогом. На протяжении уже пяти дней содержание вредных примесей в атмосфере превышает норму в несколько раз. Так, по мнению экспертов, наиболее опасно для людей содержание частиц диаметром менее 10 микрон в атмосфере. Сейчас во французской столице на литр воздуха приходится порядка 150 микрограммов (местами до 200 микрограммов) таких частиц. Ситуация настолько плоха, что местный минздрав рекомендует детям до 6 лет и пожилым людям по возможности вообще не выходить из дома.
Власти же пошли на запретительные меры. Сначала они сделали бесплатным общественный транспорт в регионе. Но это не сильно помогло. Тогда было принято решение ограничить владельцев мотоциклов и личных автомобилей в возможности разъезжать по улицам столицы. Принцип деления на «можно» и «нельзя» прост: через день в город смогут выезжать люди с четными и нечетными номерами.
Как сообщает Le Monde, для того, чтобы попеременный трафик соблюдался, на улицы выведут около 700 сотрудников полиции. Если автолюбитель или мотоциклист решит обойти запрет, ему грозят штраф в 22 евро и поездка обратно домой. Начальник полиции Парижа предупредил также, что в крайнем случае транспортное средство может быть арестовано. Абсолютный запрет на въезд в черту города и на кольцевую введен для машин, не оборудованных катализаторами, и грузового транспорта массой больше 3,5 тонны. Исключение сделают для такси и автомобилей чрезвычайных служб ("скорой", пожарной, полиции), а также машин с иностранными номерами.
В других регионах пока не стали вводить запретительные меры. Так, в Лионе введен запрет на скорость движения в центре города больше 20 километров в час. Если воздух в ближайшие дни чище не станет, власти пойдут на «авторитарные меры». Правда, пока не понятно, какие именно. Кроме того, загрязненными считаются и ряд других регионов: Центральная Франции, Верхняя Нормандия, Кальвадос и Манш.
Для того, чтобы хоть как-то уменьшить неудобства, которые непременно будут созданы для автолюбителей, власти решили сделать прокат велосипедистов и электромобилей бесплатным. Платить за прокат велосипедов оператора Velib' придется лишь в том случае, если время аренды превысит 30 минут. Единственным условием для бесплатного проката электромобилей Autolib' станет наличие абонемента оператора.
Для парижан это как не очень популярный в России, но вполне известный в Европе День без автомобиля (отмечается 22 сентября), только растянутый как минимум на несколько суток. Мероприятие пропагандирует идею пешего и велосипедного способов передвижения, а также использования общественного транспорта.