Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Дело о взрыве «Харбина»: хозяйка вышла из игры

Дело о взрыве «Харбина»: хозяйка вышла из игры

542

Красногвардейский районный суд прекратил уголовное преследование хозяйки взорвавшегося в марте 2012 года ресторана «Харбин» Син Чжэньли. Срок давности истёк, пока Следственный комитет разбирался в методиках перевода обвинительного заключения на китайский язык. За гибель троих граждан Китая, по неосторожности взорвавших ресторан, придётся теперь отвечать администратору, не знающему китайского языка.

Нереабилитирующий признак

Постановление о прекращении уголовного преследования Син Чжэньли и частично её бывшей подчинённой Натальи Фёдоровой судья Красногвардейского районного суда Петербурга Татьяна Ульянова вынесла на основании ходатайства, заявленного адвокатом совладелицы ООО «Сянхэ» (которому принадлежит взорвавшийся ресторан) Андреем Березуном. Отказать в удовлетворении этого ходатайства судья не могла – Уголовный кодекс чётко регламентирует сроки, после истечения которых гражданин освобождается от уголовной ответственности за совершённое преступление. За совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») – что, собственно, инкриминируется Син Чжэньли, – такой срок составляет 2 года.

Но саму Син Чжэньли никто не заставлял ходатайствовать о прекращении уголовного преследования с такой непрестижной формулировкой – ведь прекращение уголовного преследования в связи с истечением срока давности не является реабилитирующим признаком. Иными словами, заявляя такое ходатайство, Син Чжэньли фактически соглашается с претензиями Следственного комитета, но просит применить к ней послабление, предусмотренное законом.

Стоит добавить, что происшедшее сегодня прекращение уголовного преследования женщины производит впечатление заранее продуманного результата тактики её защиты. Ведь всё длилось столь долго исключительно потому, что в июле 2013 года по инициативе всё того же адвоката Андрея Березуна уголовное дело было возвращено прокурору практически с последнего по данному процессу заседания Красногвардейского районного суда. Вдруг выяснилось, что обвинительное заключение было переведено на не совсем современный китайский язык, из-за чего у Син Чжэньли возникли проблемы с его осмыслением.

Уместно предположить: адвокат прекрасно видел перспективу процесса и понял, что избежать судимости можно будет лишь в одном случае – если суд в принципе не сможет вынести приговор.

Как относиться к происшедшему?

Син Чжэньли в процессе заявляла: она не признаёт обвинения, потому что является учредителем, а не административным работником, а чтобы следить за газовыми баллонами и всем остальным, у неё наняты специалисты. В принципе, такая позиция не вызывала бы сомнений, когда бы не одно обстоятельство – эти нанятые специалисты (во всяком случае, те, кто попал в поле зрения правоохранительных органов в рамках уголовного дела) не знают китайского языка. А весь обслуживающий персонал взорвавшегося ресторана говорил исключительно по-китайски. Причём после взрыва часть этих людей уехала из России, а трое погибли.

Из граждан Китая в судебном разбирательстве участвовали, собственно, сама Син Чжэньли и ещё несколько человек, давших малозначительные показания. И только Син Чжэньли говорит на двух языках: на русском и на китайском.

Отсюда логичны предположения: либо Син Чжэньли всё-таки не так уж ни при чём, как пытается это представить, либо в её бизнесе явно не хватало организованности. Такое вполне можно представить: работники из Китая делали своё дело по своему разумению, что при отсутствии должного контроля в конце концов привело к трагедии. В принципе, именно к этому сводится позиция второй обвиняемой – бывшего администратора взорвавшегося ресторана Натальи Фёдоровой. Она на суде заявляла: да, формально она была руководителем, но фактически просто подписывала, что скажут, и ездила, куда скажут.

Её уголовное преследование по части 1 статьи 238 УК РФ тоже прекращено, но ей кроме этого предъявлено обвинение по части 3 статьи 219 УК РФ («Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Грозящее ей наказание составляет до 7 лет лишения свободы.

Торжество справедливости

Наталья Фёдорова выглядит весьма бодрой и к Син Чжэньли, судя по всему, никакого зла не питает. Во всяком случае, они мило болтают в коридоре перед судебным заседанием, а после процесса Фёдорова пообещала Син Чжэньли подвезти на своей машине. Но факт остаётся: в этом резонансном уголовном деле она остаётся единственной обвиняемой в гибели трёх человек, действиями которых напрямую она точно не могла управлять – из-за незнания китайского языка. Как она к этому относится?

Корреспонденту «Фонтанки» Наталья Фёдорова заявила: она рассчитывает на справедливость, которая, по её мнению, должна проявиться в том, что в этом деле к концу судебного следствия должны появиться другие обвиняемые, которые действительно несут ответственность за происшедшее. На вопрос: «Откуда они возьмутся после завершения предварительного следствия?» – госпожа Фёдорова лишь повторила: она рассчитывает на торжество справедливости.

Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»

Напомним, взрыв в ресторане «Харбин», расположенном на первом этаже дома №2 на Среднеохтинском проспекте, прозвучал утром 2 марта 2012 года. Он был настолько силён, что оказались поврежденными квартиры, расположенные в том же доме в непосредственной близости от ресторана. В результате взрыва серьезные травмы и ожоги получили около 10 человек, трое из них умерли в больнице. В рамках данного дела правоохранительные органы предъявили претензии двум женщинам: заместителю генерального директора ООО «Сянхэ» (владеет рестораном) Наталье Фёдоровой и учредителю этого ООО гражданке Китая Син Чжэньли.



Обеим женщинам были инкриминированы два эпизода преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Эти эпизоды охватывают периоды с февраля 2009 года по август 2011-го и 1 марта 2012 года в период с 16 до 23 часов соответственно. Наталье Фёдоровой ещё и предъявлено обвинение по части 3 статьи 219 УК РФ («Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях