В Крыму появился новый прокурор. Точнее – появилась. Пока интернет-пользователи России и Украины любуются 33-летней блондинкой, которой теперь придётся позировать перед фотокамерами не в обтягивающих платьях, а в скучном кителе, и не на красном диване, а за скучным столом, "Фонтанка" попыталась понять, до какой степени прокуратура Крыма "работает в полном объёме, в интересах народа". Может быть, она и вправду трудится. Но убедиться в этом крымчане в ближайшее время вряд ли смогут.
Севастопольская улица в центре столицы Крыма покрыта хорошим слоем мусора. Не убирали, кажется, давно. Но это понятно: когда республика стоит на пороге коренных перемен, какая уж тут уборка. Среди домов, сохранивших следы былой красоты и облепленных чуть ли не рукописными вывесками, самое роскошное здание – республиканская прокуратура. Она обнесена высокой и надёжной металлической решёткой. За запертыми воротами дежурят граждане в камуфляжке. Без единого знака отличия. Зато с характерным крымским выговором, с красными повязками на рукавах, а некоторые – ещё и с сильно красными лицами.
Напомним, что полуостров Крым, уверенно взяв курс на присоединение к России, остался, по сути, без прокуратуры. Речь идёт о регионе, где уровень преступности называют фантастическим. И к лету этот уровень обычно неуклонно растет, а оно надвигается: в Крыму уже вишня цветёт.
Прокуратура полуострова почти в полном составе отказалась присягать новому крымскому правительству: служители закона считают его нелегитимным. Правда, где-то эти служители всё-таки функционируют в конспиративном режиме, но где именно и каким образом – большая тайна. В здании республиканской прокуратуры на Севастопольской улице, дом 21, их нет. Там теперь должен работать новый прокурор. Точнее – должна.
По информации "Фонтанки", должность прокурора республики новое правительство последовательно предлагало пяти или шести кандидатам. И они последовательно отказывались. Но Крыму всё-таки повезло, без прокурора он не остался: согласилась 33-летняя Наталья Полонская.
Выступив перед народом с жёстким и бескомпромиссным видеообращением, госпожа Полонская предупредила, что в органах прокуратуры служит аж 12 лет, поэтому у неё хватит опыта, чтобы обеспечить в республике правопорядок. "Прокуратура работает в полном объёме, – бегло и звонко читала по бумажке красавица. – В интересах народа Крыма. Защищает его интересы. Законные интересы. И предоставленные Конституцией, основным законом государства, права".
Однако делать всё это госпожа Полонская, видимо, планирует дистанционно. На расстоянии от вверенного ей народа Крыма. Во всяком случае, в здание прокуратуры сейчас не пропускают, посетителям говорят, что прокурор сможет принять их только после референдума.
– Вы куда? – спросил через решётку немолодой и усатый человек в камуфляжке, как только я приблизилась к воротам. Видимо, через них (ворота в прокурорский двор) можно пройти в очень много мест. – Ваши документы!
– А ваши документы на право проверить мои документы? – вежливо попросила я.
У усатого на лице отразилась напряжённая работа мысли, краснолицый сделался пунцовым.
– Мы – народная дружина! – наконец, объявил кто-то из "камуфляжей".
– То есть по закону – прохожие. Или вас кто-то уполномочил сторожить прокуратуру?
Усатый (он в этой группе был, видимо, за старшего) отошёл в сторону, вынул телефон. Попросил кого-то подойти. Из здания прокуратуры лихим размашистым шагом вышел молодой человек с небритым восточным лицом, в костюме без галстука и в блестящих ботинках. Я уж и забыла, как они, такие вот лихие, ходят. В последний раз его "двойников" я видела в конце 90-х в Питере. Этот тоже очень хотел почитать мой паспорт.
– Вы, наверное, прокурор? – спросила я уважительно.
– Я – начальник народной дружины!
У меня на глазах, пока мы объяснялись через решётку с этой компанией, к прокуратуре подошли ещё несколько человек. Девушка с бумагами показала какое-то удостоверение, её пропустили за ворота, но не дальше. Велели ждать. Женщина с заплаканным лицом и большими сумками умоляла пропустить её к прокурору, потому что её и детей выселяют.
– Прокурора здесь нет, – сообщил ей костюм. – Она будет принимать после 16-го.
Молодой мужчина представился милиционером: у него, сказал, договорённость с таким-то (назвал фамилию). В ответ на требование дружинников милиционер послушно раскрыл перед ними "корочки" и кротко остался ждать за воротами.
Я уходила, а женщина с бумагами по ту сторону решётки и милиционер – по эту продолжали терпеливо ждать, пока самопровозглашённые дружинники, если повезёт, разрешат им войти в прокуратуру.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"