Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Елена Дунаева: В Петербурге создана прозрачная и эффективная система работы с мигрантами

Елена Дунаева: В Петербурге создана прозрачная и эффективная система работы с мигрантами

461
Источник:

Начальник УФМС по Петербургу и Ленобласти рассказала «Фонтанке» о пробелах в миграционной политике, активности украинцев после «евромайдана» и объяснила, почему рабочие места россиян занимают выходцы из Узбекистана и Таджикистана.

Стремление легализоваться

- Елена Владимировна, чем запомнились вам мигранты в прошлом году?

– Колоссальным стремлением легализоваться из-за реальной опасности потерять заработок. Мы активно начали практиковать принудительное выдворение и трехлетний запрет на въезд. За 2013 год закрыли границу 50 тысячам иностранных граждан, с начала этого – уже 12 тысячам. Основания – двукратное привлечение к административной ответственности или нарушение 90-суточного срока без оформления разрешения на работу или патента.

Меры действуют. Судя по ежедневным отчетам дежурной части, зачастую до 80 процентов проверенных мигрантов – с документами. Но эйфории нет, так как легализация не решает проблем с проживанием и источниками заработка.

- Скольких легализовали за год?

– Больше 400 тысяч. Разрешение на работу получили порядка 290 тысяч человек и свыше 117 тысяч – патент. Хороший сигнал, считаю. Раньше гражданам в принципе было все равно, есть у них документы или нет.

- А сколько иностранцев из СНГ целью визита указывают трудовую деятельность, а не туризм?

– Не так много, как хотим, – всего 13 процентов. Но в предыдущие годы было 5-7. Вместе с тем, изменяется законодательство. Граждане, прибывающие в безвизовом порядке, не смогут получить разрешение на работу при указании в миграционной карте цели визита «туризм».

Нарушителям тоже дадут убежище

- Ваше ведомство тоже затронул «евромайдан». ФМС распорядилась внимательнее относиться к обращениям украинцев и оперативно рассматривать их ходатайства о временном убежище или гражданстве.

– После известных событий свыше 500 человек в день обращаются за консультациями о правовом статусе в России. Если срок пребывания истек, а граждане Украины не хотят по известным причинам возвращаться, могут подать заявление о временном убежище. Мы их уже принимаем. Счет идет на десятки.

- Простятся ли нарушения миграционного законодательства гражданам Украины?

– По международным нормам нельзя принудительно выдворить человека туда, где есть угроза его жизни и здоровью.

- ФМС обеспокоилась резким всплеском обращений украинцев http://www.fontanka.ru/2014/03/06/154/. Да и вообще, судя по годовой коллегии ведомства, страна испытывает серьезные трудности с освоением огромного потока иностранцев из СНГ. По словам видных чиновников, таких проблем нет только в Петербурге. В чем причина?

– По сути, практически всю работу по загранпаспортам и приему иностранных граждан мы аккумулировали в Едином центре документов (ЕЦД) и в Едином миграционном центре. Необходимость создания подобных центров отмечалась и вице-премьером Игорем Шуваловым, и председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Ириной Яровой. Потребность в упорядочивании миграционных потоков понимают все. Должно быть понятно, кто едет, куда и к кому. В рамках безвизового режима это сделать трудно, потому что нет предварительной проверки иностранного гражданина. Мы создали прозрачную и компактную систему. Работа ведется в комфортных условиях. Например, по регламенту на одного мигранта инспектор ФМС может потратить 15 минут, организация работы в Едином миграционном центре позволяет сократить это время до одной-двух минут. И вместо 500 человек в день смена принимает 2,5-3 тысячи. Тем самым мы обеспечиваем доступность и качество услуги. Если десять человек получают услугу, а сто – нет, мы создаем предпосылки для обращения к посредникам. Чем доступнее госуслуга, тем ниже коррупционные риски. Федеральное руководство предполагает использовать положительный опыт петербургского Единого миграционного центра в других регионах, в частности, в Москве и в Подмосковье.

- Сколько в рублевом эквиваленте мигранту стоит легализация?

– Пошлина за разрешение на работу до трех месяцев – 2 тысячи рублей. Медобследование, которое уполномочены проводить более двадцати учреждений, – 2,5-4 тысячи. Также оплачивается нотариальное заверение документов, медицинская страховка и другие сопутствующие услуги. Если есть жилплощадь, постановка на миграционный учет решается быстро.

Разделение полномочий

- Правительство Петербурга в последнее время проявляет невиданную активность в миграционной политике. В прошлом году создало Центр трудовых ресурсов (ЦТР). Это автономное учреждение предоставляет комитету по труду и занятости населения Петербурга специфичные услуги по определению потребности в иностранных работниках, формированию квот на мигрантов, приеме заявок работодателей на иностранцев. Разве нет структур, отвечающих за эти вопросы?

– На мой взгляд, очень четко должны разделяться направления деятельности. Министерство по труду и занятости, в отличие от ФМС, должно в первую очередь заниматься трудоустройством граждан Российской Федерации на приоритетных началах. Профильные подразделения ответственны за поиск на просторах страны кандидатов под конкретные заявки работодателей Петербурга. И контролировать, чтобы иностранный гражданин не занимал место, если его не предлагали россиянину. По общим правилам работодатель может выставлять вакансию и замещать ее иностранцем, если она определенное время находилась на сайте служб занятости и не была востребована. Комитет по труду и занятости должен работать над заполнением вакансий гражданами РФ.

Для иностранных граждан, я склонна думать, биржу труда могут формировать частные кадровые агентства, они могут заниматься иностранными работниками и аккумулировать заявки на иностранную рабочую силу.

- То есть согласны, что иностранную рабочую силу следует формировать по остаточному принципу?

– Абсолютно согласна. Исхожу из концепции миграционной политики. На первом месте – приоритеты наших граждан. Вот почему говорю, что Министерство по труду, как и службы занятости субъектов, должно выстроить работу так, чтобы вакансии заполнялись в первую очередь гражданами России. Нет их – пусть сигнализируют нам, что можно в этом направлении работать с иностранными гражданами.

- Как по-вашему, Петербург наладил приток рабочей силы из российских регионов?

– На мой взгляд, есть над чем работать. Об этом говорит и губернатор города. Нужна работа с субъектами РФ. Не могу сказать, что к нам активно приезжают жители других регионов. Их надо активнее привлекать.

- То есть бессмысленно ждать, что сами приедут?

– Чтобы они приехали, нужно поставлять информацию в субъекты. Саратовская, Тамбовская, Орловская области – там есть нереализованные трудовые резервы. Следует ставить жителей в известность о потребностях Петербурга в токарях, фрезеровщиках, электриках с конкретными условиями оплаты труда и самой работы. Это не новаторство, а элемент советской системы распределения трудовых ресурсов.

Иностранцам в отрядах правопорядка – не место

- После бирюлевских событий в Петербурге создали комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. Простому жителю видится излишек бюрократии при отсутствии результата.

– У комитета, как мне кажется, более широкие задачи – координация деятельности органов, учреждений, работающих в данном направлении. В вопросе межнациональных отношений мы не должны ограничиваться приезжающими из-за рубежа. Россия – многонациональная страна. Должна быть выстроенная работа. Бирюлево показало: нельзя допускать на конкретной территории засилья определенных граждан, и чтобы органы власти делали вид, что проблемы не существует. Нельзя доводить до того, чтобы граждане России жили с убеждением: кто что хочет, тот то и делает.

- Оцените перспективу молодежных отрядов правопорядка (МОП) с участием представителей Северного Кавказа.

– Существование отрядов оправдано с точки зрения общественного контроля, независимо от их национального состава. Это добровольные народные дружины, уполномоченные помогать правоохранительным органам. Вот говорят, что на проверках мы либо формалистикой занимаемся, либо закрываем глаза на нарушения за небольшую или большую плату. Неплохо будет, если сторонние наблюдатели увидят, что присутствие 300-500 человек на объекте вовсе не значит, что они все нарушители. Сколько писали про общежитие на Весельной: триста человек! Да, триста. Но нелегалов практически нет.

- Глава комитета по молодежной политике Александр Пархоменко предложил и мигрантов включать в отряды правопорядка.

– На мой взгляд, иностранные граждане не должны привлекаться. Это территория Российской Федерации, и у иностранцев определенный правовой статус.

- Вам хватает переводчиков для общения с контингентом?

– Нехватка всегда есть, но мы контактируем с диаспорами, начинаем сотрудничество с вузами. Зовем студентов, которые тоже владеют нужными нам восточными языками. Вообще же, я аккуратно прибегаю к помощи иностранных граждан. Практика показывает, что они зачастую используют возможность общения с властью для решения исключительно своих вопросов. Менталитет такой, что ли. Не знаю.

Обратной связи нет

- УФМС участвовало в реализации программы «Миграция» на 2013-2015 годы?

– Да, мы входили в состав рабочей группы.

- Эксперты отмечают изначально ошибочную ориентированность программы на то, что мигранты – это проблема.

– Согласна. Критическим замечаниям есть место, но мы должны понимать, что это была первая программа в России. Шли-то от проблем. Приведу в пример программу «Толерантность». Ее ориентировали на воспитание терпимости к иностранным гражданам. Со временем поняли, что толерантность – не одностороннее движение. Нельзя воспитывать уважение к одним без учета интересов других. То же самое, думаю, произойдет с «Миграцией».

- Первый этап программы рассчитан до 2015-го. 80 миллионов рублей на три года – это много?

– При направлении денег исключительно на реализацию мероприятий сумма была бы чрезмерно большой. Но в программу заложили средства для продолжения истории создания сети доходных домов для цивилизованного проживания трудовых мигрантов. Нам не уйти от социального блока. Те самые 400 тысяч с разрешениями на работу должны же где-то жить. Мы дискутируем на тему, зачем тратить бюджетные деньги. С другой стороны, граждане говорят: надо мигрантов контролировать, они живут не по нашим правилам. Но чтобы они жили как мы, нужна подготовка. Мигранты сами дома не построят, они уйдут в криминогенную среду. Всегда предлагаю поставить себя на место иностранца. В чужой стране, без знакомых и знания языка, мы будем ориентироваться на человека с плакатом «Жилье. Работа». Либо мы даем мигрантам условия и возможности, либо они сами находят, что сейчас в массе и происходит. Фиктивная постановка на миграционный учет идет потому, что реального жилья никто не дает.

- ФМС сотрудничает с властями основных «поставщиков» иностранной рабочей силы – Узбекистана и Таджикистана?

– На федеральном уровне. Проводятся двусторонние встречи…

- Имею в виду, насколько проинформированы граждане Узбекистана и Таджикистана о том, что их ждет в Петербурге.

– Мне трудно сказать. Информацию в виде брошюр и справочников мы направляем, в том числе через консульские учреждения. Но эффекта не видим. Складывается ощущение, что информация не доходит.

- То есть обратной связи нет и перед вами не отчитываются?

– Пока нет.

Лукавая статистика «Миграции»

- По поводу криминала. Вы тоже согласны с мнением руководителя ГСУ СК по Петербургу Александра Клауса, который опасается превращения в гетто ряда городских районов, где власть бессильна?

– Не склонна настолько драматизировать ситуацию. Мы ведем с полицией и прокуратурой учет мест компактного проживания граждан. Им надо показывать, что они не сами по себе, над ними есть контроль.

- Мест компактного проживания много?

– Нет. Есть районы, где эта проблема минимизирована, – Петроградский, Приморский. По проблематичности Невский район отличался и отличается. В Колпинском есть промышленные зоны Металлострой и Ижорский завод с большим количеством иностранных граждан. Еще Фрунзенский с Софийской овощной базой.

- Что делать с конгломератом в окрестностях Рабфаковского переулка Невского района?

– Проверять. Не давать людям находиться без законных оснований. Другого-то не дано. ФМС не может ходить каждый день. Есть вопросы к контролю за использованием помещений. Еще год назад город четко проинструктировал глав городских администраций насчет расселенных домов – определять ответственных, пользователей, контролирующих. Но все равно система дает сбой.

- По данным из упомянутой программы «Миграция», в Петербурге находятся порядка 500 тысяч нелегалов. А по данным ФМС, в России – 3,5 миллиона. Получается, каждый седьмой – наш?

– 3,5 миллиона – считаю, корректная цифра. 500 тысяч – явно завышенная. Обратимся к данным погранконтроля. За весь 2013 год в Пулково из СНГ прилетели чуть более 500 тысяч человек. Железная дорога статистику не сильно меняет. Поезд Ташкент – Санкт-Петербург ходит раз в неделю и перевозит семьсот пассажиров. Отток при этом внушительный. В 2013-м, кстати, впервые количество выехавших на 30 тысяч превысило число въехавших.

За год мы составили 97-98 тысяч административных протоколов. Из них в отношении физических лиц – около 38 тысяч. Предположим, мы ловим даже не каждого второго, а каждого пятого. Получается, не более 200 тысяч. Возможно, объективной оценке мешают уличные наблюдения. По статистике, каждый десятый прохожий – мигрант. Конечно, много. Но это вовсе не значит, что все они нелегалы.

Беседовал Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях