Слышали от мужчин: «Женщины сейчас совсем не те, потеряли женственность, стали корыстными!…»? А ответ женщин: «Да где взять настоящих мужчин? Где? Измельчали все…»? Что кроется за взаимными претензиями? Чего хотят представители сильного пола от нас, современных женщин? Что им в нас не нравится?
Критика как агрессия
Честно говоря, к женской внешности у мужчин не так уж много претензий. Им нравятся и худышки, и пухлянки, и ухоженные, и с отсутствием маникюра... Основная же часть мужских упреков касается поведения современных женщин, их проявлений в отношениях и социуме.
Представители сильного пола не выносят, когда женщина стремится к превосходству, спорит, поучает, настаивает на своей правоте. Нет, конечно, мужчины ценят женскую мудрость и готовы выслушать наше мнение. Но оно должно быть выражено мягко, без агрессивности и соревновательности. Вот тогда мужчина готов к нему прислушаться.
«Мужчина хочет ощущать свою незаменимость, — поясняет психолог Ричард Тулей. — Он любит думать, что жена сама не в состоянии разобраться во всех проблемах или жизненных неурядицах. Не стоит его переубеждать в обратном. Ваш партнер должен знать, что в нем нуждаются. Попросите его о помощи: мужчина любит чувствовать себя незаменимым. Благодаря этому он обретает больше уверенности в себе и поднимает самооценку».
Также мужчины не выносят, когда их критикуют. Критика говорит о том, что любимую он не устраивает, она хочет его улучшить. А он убежден, что хорош такой, как есть.
«За любой критикой стоит желание переделать, исправить, подстроить под свой лад, под свой взгляд на мир, — говорит психолог Елена Шрамко. — Критика – это агрессия, направленная вовне. Любой человек, ощутивший агрессию, всегда примет оборонительную позицию, а уловив вашу слабину, может сильно ударить, неважно, в какой форме будет ответный удар. Чаще всего ответные удары энергетические, они внешне не заметны, но не менее опасны, чем словесные и физические. Разрешите и себе и мужчине быть свободными. Разрешите ему пойти на футбол или попить пивка с друзьями, или повозиться в гараже, а себе — без него наведаться к маме или пройтись по галантерейным магазинам, или поболтать с подружкой. Только в этом случае действительно общие интересы будут расширяться и еще сильнее укреплять и улучшать ваши взаимоотношения».
Мужчина также не выносит, когда женщина его высмеивает. Когда она иронизирует по его поводу, он теряет уверенность. Ирония, сарказм отравляют отношения. Защищаясь, мужчина принимает боевую стойку и становится агрессивным. Он не потерпит высмеивания, он нуждается в уважении и восхищении.
А вот чего он больше всего не выносит, так это манипулирования с помощью секса. Психолог Елена Шрамко предостерегает: «Использование секса как оружия — это чистой воды манипуляция. Манипуляция – это насилие. Даже самый слабый человек рано или поздно восстанет. Обязательно сработает закон бумеранга — что посеешь, то и пожнешь, и желающие манипулировать вами обязательно появятся на вашем пути».
Другая сторона медали: угодливость, чрезмерная забота. Это тоже своеобразная попытка манипуляции: «Ох, я такая хорошая, заботливая, когда же, наконец, ты это поймешь и оценишь?».
Как излишняя заботливость о нем, так и назойливое требование неустанного внимания к себе — это палка о двух концах. То и другое вызывает мужское недовольство. «Вы приняли на себя роль матери, предоставив мужчине роль ребенка. Ну и какие взаимоотношения при этом вас ожидают? Помогите мужчине быть мужчиной, перестаньте быть ему матерью. Угодливость подсознательно провоцирует его доказать свою силу, "вытереть ноги о тряпку". Разберитесь в себе, откуда у вас это заниженное чувство собственной значимости, устраните его, а то придет в вашу жизнь еще более "свирепый" учитель», — продолжает Елена.
Мужчин раздражает контроль, слежка, когда подруга жизни проверяет его телефон, читает смс-ки, подслушивает разговоры, шпионит. Мужчина на дух не выносит, когда ограничивают его свободу. Даже если он не собирался делать ничего предосудительного, чрезмерный контроль может его на это спровоцировать.
Главная претензия — ломка ролей
Можно до бесконечности перечислять, что раздражает мужчин в дамском поведении, загибая пальцы: они не выносят того, другого, третьего… Но все это лишь следствия. А причина — в другом. На самом деле больше всего им не нравится ломка ролей — тех стереотипов, которые крепко засели в их сознании.
Проблема в том, что ролевые стереотипы вообще очень трудно изживаются. Они сидят в нас генетически, пестуемые многими предыдущими поколениями. Например, ОН должен притаскивать домой мамонта и дубиной отгонять врагов. А ОНА должна с многочисленным выводком ползать по лесу, собирать грибы, корешки и ягоды, поддерживать постоянный огонь в домашнем очаге и радостно встречать его с охоты, построив детей у входа в пещеру. Но ведь у нас давно не те реалии. Так откуда же возьмутся эти героини и герои, о которых некоторые так мечтают?
В дамских журналах дается множество умных советов о том, как быть идеальной супругой: чтобы дети были в порядке, дом сверкал, и хозяйка всегда была нарядная, причесанная, улыбающаяся, чтобы она умела прощать, не замечать недостатков своего благоверного... Но вот как этого добиться в реальной жизни и как всегда оставаться такой рекламно-глянцевой особой, об этом история умалчивает.
Роптать друг на друга бессмысленно. Сетовать, что женщинам не хватает женственности, а мужчинам мужественности — тоже. Жизнь стала другой, поведенческие различия между полами стираются. Поэтому многие дамы не стремятся слишком уж суетиться, чтобы завоевать мужчину. Они поучают их, критикуют, потому что видят, что со многими житейскими вопросами сами справляются лучше них. Отсюда — рост феминистических настроений: «сама справлюсь, зачем он мне нужен?»
И что со всем этим делать? Неразрешимый вопрос… Или, может, менять жизнь, бросать мегаполис и уезжать в деревню, назад, к природе? Некоторые, кстати, так и делают. Например, известный предприниматель и основатель знаменитой биржи взял семью и уехал жить в сельскую местность. Вот там роли сразу выровнялись. Все, как прежде: пахать, сеять, доить коров, воспитывать чад. И никаких претензий друг к другу.
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»