Вслед за Олимпиадой Сочи предстоит сдать еще один спортивный экзамен. 7 марта на стадионе «Фишт» откроется Паралимпиада, которая продлится больше недели. Перед российскими паралимпийцами поставлена задача занять первое место в медальном зачете. Для этого наша команда отправляет самую многочисленную делегацию, в которой 81 спортсмен. Преимущественно паралимпийцы представляют Московскую, Свердловскую и Тюменскую области. А вот петербуржцам болеть за своих не придется. В очередной раз Северная столица на большом спортивном форуме не представлена ни одним паралимпийцем.
Приоритет летним видам спорта
Олимпиада в Сочи превзошла даже самые смелые ожидания по числу выигранных медалей и итоговому первому месту в командном зачете. Теперь, и этого не скрывает Министерство спорта, того же ждут и от паралимпийцев. Петербургские олимпийцы, хоть и не масштабно, но все-таки внесли свою лепту в историческую победу в Сочи, завоевав общими усилиями четыре награды. Ждать хотя бы повторения этих достижений паралимпийцами Северной столицы не приходится. В Сочи не выступит ни один спортсмен из Петербурга.
Возможно, это покажется несколько странным, но так уж в последние годы сложилось, что в Северной столице России лучше развиты летние виды спорта, а не зимние. Вот лишнее тому доказательство: Министерство спорта указом от 20 января сего года утвердило в Петербурге 27 приоритетных летних видов спорта и лишь шесть зимних. Если такая картина в олимпийском движении, то что уж говорить о паралимпийском.
На то есть объективные причины. Лучше всего ситуацию объяснит простейшая арифметика. В паралимпийском спорте летом разыгрываются медали в 21 виде спорта, тогда как зимой – только в шести: биатлоне, керлинге, лыжных гонках, горнолыжном спорте, паралимпийском спорте и следж-хоккее.
Но куда важнее то, что в паралимпийском спорте традиции Петербурга богатыми не назовешь. Начиная с Атланты-1996 в Паралимпиадах приняли участие 22 спортсмена из Северной столицы, которые завоевали 13 медалей. Но львиная часть успехов пришлась на Паралимпиаду в Лондоне. В ней приняли участие девять петербуржцев, которые принесли столько же медалей. Это скорее исключение из правил. Наши паралимпийцы пропустили Афины, Турин, Ванкувер. И вот теперь их не окажется в Сочи.
Недостаток финансирования
После Олимпиады в Сочи власти Петербурга устроили специальный брифинг, где тщательно подвели итоги Игр. И лишь вскользь упомянули о приближающейся Паралимпиаде. Председатель спорткомитета Юрий Авдеев отметил, что на поездку в Сочи претендовали два спортсмена – горнолыжник Михаил Симанов и керлингистка Елена Шумаева. На самом деле тех, кто пытался пробиться в сборную России, было трое. Не специально, но горнолыжника Сергея Александрова забыли. Спортсменов, пытающихся, возможно, вопреки всему, пробиться в национальную сборную и таким образом прославить родной город, хорошо бы знать.
Внимания петербургских властей к паралимпийскому спорту действительно недостает. Бюджет Федерации инвалидного спорта Санкт-Петербурга на 2014-й год – 4,5 миллиона рублей. По словам президента Федерации Сергея Гутникова, этих денег с трудом хватает, чтобы провести все соревнования районного и городского уровня, а также помочь наиболее перспективным спортсменам. Для сравнения, в Москве только на развитие паралимпийского плавания тратят 17 миллионов рублей. Не удивительно, что большинство спортсменов, которые выступят на Паралимпиаде в Сочи, представляют Москву или Московскую область.
«На самом деле, многие спортсмены из других регионов, но Москва благодаря возможностям бюджета и системе параллельного зачета их переманивает за счет зарплаты или предоставления квартиры. Мы такого позволить себе не можем, хотя в условиях скромного бюджета стараемся выплачивать наиболее отличившимся спортсменам стипендии», – говорит Сергей Гутников.
Словом, вступать в спортивную «гонку вооружений» Петербургу не на что. В отличие от той же Москвы, где вкладываются колоссальные деньги в спортсменов-потенциальных паралимпийских чемпионов, в Северной столице избран другой, менее затратный путь: прежде всего развивать массовый паралимпийский спорт – вдруг когда-нибудь появится самородок, который мог бы в будущем дорасти до уровня хотя бы кандидата в сборную России. Сергей Гутников рассказывает, что в Северной столице проводится в пять раз больше соревнований для инвалидов, чем в Москве. Собственно, благодаря такому методу Петербургу и удалось «выстрелить» на Паралимпиаде в Лондоне.
Неразвитая инфраструктура
Но с зимними видами спорта все обстоит сложнее. В Петербурге не хватает развитой инфраструктуры. Так, например, в Северной столице негде заниматься следж-хоккеем.
«В городе катастрофически недостаточно льда. Для следж-хоккея не приспособлена ни одна площадка. Во-первых, сама «коробка» должна быть меньше обычной. Во-вторых, должен быть особенный лед. В-третьих, прозрачные борта», – пояснил Сергей Гутников.
По всей видимости, непростое будущее уготовано паралимпийскому керлингу. Петербургская команда «Адамант» тренировалась на площадке «Варшавского экспресса». Но теперь приняли решение ее закрыть. Специальный олимпийский комитет недавно закупил для керлингистов новые гранитные камни. Теперь они рискуют осесть мертвым грузом до тех пор, пока спортсменам не найдут новую площадку.
Не менее сложно приходится инвалидам-горнолыжникам. Большинство из них тренируются на базе «Золотая долина», что находится в Коробицыно. Не каждый петербуржец готов проделать долгий путь в Ленобласть, чтобы покататься на сноуборде и горных лыжах. Что уж говорить о людях с ограниченными возможностями, для которых каждая такая поездка на тренировочную базу – колоссальная нагрузка на организм.
«В том же Хабаровске или Екатеринбурге спортсменам приходится гораздо легче. Склоны находятся в черте города, поэтому у паралимпийцев возможностей для тренировок больше», - констатирует президент петербургской Федерации спорта инвалидов.
Понятно, что находясь в подобных условиях, сложно рассчитывать на качественный и полноценный тренировочный процесс. Нередко тренировки у петербургских паралимпийцев носят не системный характер. Между тем, конкуренция в паралимпийском спорте не намного уступает профессиональному.
Даже месячный простой в тренировках может поставить крест на перспективах паралимпийца достичь высоких результатов. Так, например, петербургскую керлингистку Елену Джумаеву в последний момент «отцепили» от сборной России, отдав предпочтение другой спортсменке. Горнолыжник Михаил Симанов во многом не попал в команду из-за возраста. Петербургскому паралимпийцу в этом году исполнится 53 года, ясно, что конкурировать с более молодыми спортсменами сложно.
Наконец, далеко не всем открыт путь на Паралимпиаду в силу весьма сложной и запутанной системы разделения спортсменов на отдельные классы по физическим возможностям и медицинским показателям, внутри каждой из которых существуют еще и группы.
Так, на отборочных турнирах паралимпийцы соревнуются внутри своих групп по своим физическим возможностям. На Паралимпиаде же всех спортсменов, вне зависимости от состояния здоровья, делят лишь на три группы – стоячие, сидячие и с нарушением зрения. Из-за этого паралимпийцы нередко попадают в неравные условия. Так, например, в горных лыжах на Паралимпиаде между собой могут соревноваться, скажем, спортсмен без двух конечностей со спортсменом, потерявшим лишь руку, ногу, а то и всего несколько пальцев. На отборочных соревнованиях можно быть лучшим в своей группе, но при этом из-за физических данных не способным конкурировать со спортсменами, у которых эти данные лучше. Когда на кону стоят медали Паралимпиады, тут уж не до сантиментов. В паралимпийском спорте, как и в олимпийском, тоже процветает девиз: победа любой ценой.
Горнолыжник Александров может изменить систему
Например, такова удивительная история петербургского паралимпийца-горнолыжника Сергея Александрова. 32-летний спортсмен до последнего претендовал на поездку в Сочи и мог бы попасть в сборную России. Но конкурировать с более здоровыми спортсменами петербуржцу сложно, на Паралимпиаде он наверняка бы остался без наград, а Паралимпийскому комитету России нужно первое место в медальном зачете. Но, несмотря на это, Сергей полон оптимизма и не теряет веру в свои силы.
Вообще судьба 32-летнего фотографа – это история невероятного преодоления себя, необыкновенной созидательной жизненной силы и любви к самой жизни.
Жизнь Сергея разделилась на ту, что была до 2009-го года, и после. До него петербуржец был страстным путешественником, альпинистом, детским педагогом, ведущим туристического кружка в Доме творчества юных и фотографом-любителем. Поворотным в его жизни стал поход на Эльбрус вместе со своими друзьями. Во время него Александров, уже к тому моменту опытный путешественник, оступился, как говорит, на легком участке дороги, а затем кубарем покатился вниз. Сергей по пути сломал обе ноги и лишь чудом выжил. Друзья немедленно вызвали спасателей, однако помощь подоспела лишь через десять часов. В больницу Александров попал только спустя почти 30 часов после случившегося, к тому моменту ноги были обморожены. Врачи приняли решение об ампутации...
На месте молодого парня 90% впали бы глубокую депрессию и, возможно, навсегда отрешились от окружающего мира. Но Сергей благодаря неистощимой жизненной энергии не стал пенять на судьбу, а принял новые обстоятельства. И научился жить. Полноценной жизнью. Сначала Александров, превозмогая адскую боль, научился ходить на протезах, тем самым не разрешив себе сесть в инвалидную коляску. Затем стал потихоньку бегать, пока это не вошло в привычку и тренировки не стали регулярными. Попутно у Сергея и его любимой девушки Полины родилась дочь.
А зимой, три года назад, Александров встал на лыжи.
«Я раньше занимался скитуром. За плечами тяжелый рюкзак, задача – медленно и как можно безопаснее спуститься с горы на лыжах. Но это совсем другая техника. Для меня горные лыжи были новым спортом», – вспоминает Сергей.
Петербургского фотографа во время тренировок вновь мучили боли в ногах. Но Сергей выбрал девиз «Терпи, если можешь» – и постепенно занятие горными лыжами переросло в хобби и стало приносить реальные результаты. Так, например, в прошлом году петербуржец занял третье место на чемпионате России, после чего даже решил попробовать пробиться на Паралимпиаду в Сочи. Но чтобы попасть в сборную России, не хватило чуть-чуть.
«Чтобы получить право участвовать в Паралимпиаде, нужно набрать 220 очков. До этого показателя мне не хватило всего лишь одного очка. В принципе, я бы без проблем смог набрать необходимые баллы, если бы съездил на еще один старт. Но мне дали понять, что я все равно не попаду в сборную, так как все места уже распределены. Обидно ли мне? Таких чувств у меня нет. Я прекрасно понимаю, что ехать на Паралимпиаду мне еще рано, так как команда очень сильная. То, что я стал третьим на чемпионате России, во многом стечение обстоятельств. Передо мной два человека упали, поэтому я показал такой результат. Мне еще надо много тренироваться, чтобы преодолевать трассу за то время, что спортсмены из сборной. Но их результаты понятны: они занимаются десятилетиями, а я лишь три года», – говорит Сергей.
Почти на все соревнования петербургскому спортсмену приходится собирать деньги самостоятельно. Спонсоров у него пока нет. "Отбивать» траты помогает Федерация инвалидного спорта, которая выписывает спортсмену субсидии. Но Сергей считает, что все не напрасно. Тем более что у спортсмена появилась новая радость – из Германии ему привезли новые протезы, которых пока ни у кого нет.
«Я чувствую, что прогрессирую в горных лыжах. Например, на турнире в Америке я занял двадцатое место, это очень хороший результат, так как на соревнованиях выступали сильнейшие горнолыжники-паралимпийцы со всего мира. А на соревнованиях в Голландии удалось приблизиться к результатам сборников, а в некоторых попытках даже обогнать их», – улыбается Сергей.
Петербургский горнолыжник не скрывает, что еще находится в раздумьях, продолжать ли заниматься спортом. Горные лыжи – дорогой вид, а у Сергея семья, маленький ребенок. В сентябре он вновь взялся за фотоаппарат, чтобы заработать на жизнь. При этом тренировки пришлось отложить на месяц. Когда Александров вернулся на склон, понял, что многое за это время растерял, и чтобы вернуться на прежний уровень, нужно тренироваться с удвоенной энергией. И сейчас, похоже, он сделал свой выбор в пользу спорта. Впереди мечта — доказать, что даже без ног, на протезах, можно превзойти более здоровых горнолыжников, изменить систему и поехать на Паралимпиаду в Пхенчхан.
«Да, в горных лыжах мне доводится соревноваться с почти здоровыми ребятами, у которых, скажем, нет пальца на руках, зато целы ноги. Но я не чувствую, что нахожусь в неравных условиях. Первый в истории России паралимпийский чемпион по горным лыжам тоже катался на протезах. Подобные примеры есть еще. Поэтому я задаю себе вопрос: если у них получилось, почему бы и мне не достичь таких же успехов? Я чувствую, что прогрессирую, поэтому, конечно, буду стараться отобраться на следующую Паралимпиаду», – ставит перед собой цель на ближайшие четыре года Сергей Александров.
Артем Лисовский, "Фонтанка.ру"