Модернизация системы регистрации ГИБДД привела к появлению на вторичном рынке арестованных автомобилей. Практика показывает, что автосалоны чаще всего не стремятся защитить добросовестных клиентов, возлагая всю ответственность на продавцов машин. Эксперты убеждены, что спасение покупателей в их руках. Но отчаиваться не стоит: журналистский эксперимент показал, что «пробить» машину можно за 3 – 5 минут.
В неприятной ситуации оказался петербуржец Александр Чернов, купивший подержанную Subaru Legacy через автосалон «Гудмоторс». При попытке перерегистрировать автомобиль в ГИБДД выяснилось, что он был арестован в счет погашения недоимки по транспортному налогу прежнего владельца. По словам покупателя, «свистопляска» продолжается уже четыре месяца...
Не виноватые мы
По мнению члена координационного совета МООА «Свобода выбора» Александра Холодова, спорная ситуация возникла из-за изменения порядка регистрации автомобилей в ГИБДД. «Раньше автомобиль перед продажей нужно было снять с учета, а новый регламент такой процедуры вообще не предусматривает. Таким образом, никто не мешает продать арестованный автомобиль, фактически перенеся все проблемы на добросовестного приобретателя. Хороший автосалон, конечно, должен стремиться всеми силами предупреждать такие ситуации, но по закону, продавая автомобиль по поручению владельца, он не несет ответственности за обременения», – говорит Александр Холодов.
Руководство автосалона отрицает свою вину. Ведь согласно заключенному с продавцом договору именно он гарантировал, что транспортное средство не находится в залоге, под арестом и не является объектом иных сделок. Хотя, по словам генерального директора ООО «Гудмоторс» Олега Молошнева, бывший владелец предъявил чеки о том, что спорная задолженность погашена и что арест с автомобиля должен быть снят. Но гарантировать надежность сделки профессиональный участник рынка не готов. «Мы просто оформляем договор между продавцом и покупателем. Я ведь не МРЭО и не ГАИ, как могу проверить? Мы пытаемся помочь, но как мы можем нести ответственность?» – заявил он «Водителю Петербурга».
Юридическую ответственность эксперты все же возлагают на продавца. «Передача автомобиля, на который наложен арест, дает покупателю право требовать уменьшения цены либо расторжения договора купли-продажи, а также полного возмещения причиненных ему убытков, в том числе упущенной выгоды. Кроме того, если автомобиль будет изъят у нового собственника по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец будет обязан возместить причиненные убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований», – поясняет Ольга Тарбеева, юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль».
В списках не значится
Примечательно, что в единой базе Федеральной службы судебных приставов журналист «Водителя» обнаружил несколько возбужденных против продавца спорной Subaru Legacy исполнительных производств. Но дела, послужившего основанием для ареста автомобиля, и сведений о самом ограничении права на перерегистрацию транспортного средства нет.
Проверить наличие налоговой задолженности еще три месяца назад можно было через сайт Федеральной налоговой службы, но в конце декабря доступный сервис сначала приостановил работу, а теперь вообще исчез с официального портала фискального ведомства. Причем решение ограничить доступ к данным о долгах совпало с громкими публикациями Бориса Немцова о фактах неуплаты налогов некоторыми депутатами фракции «Единая Россия» и чиновниками.
В то же время Ольга Тарбеева напоминает, что информация об аресте может быть получена по запросу в Госавтоинспекции МВД России. Кроме того, на сайте ГИБДД есть специальный онлайн-сервис, позволяющий по идентификационному номеру транспортного средства (VIN) проверить регистрацию автомобиля и отсутствие ограничений. С его помощью журналист «Водителя» меньше чем за минуту установил, что на купленную Александром Черновым Subaru Legacy наложен запрет на регистрационные действия и прохождение ГТО. Что мешало провести такую простую манипуляцию профессиональному участнику рынка (автосалону) – остается загадкой.
В то же время сведения о залоге автомобилей в базе ГИБДД отсутствуют. Хотя по действующему законодательству банк вправе изъять проданное в кредит транспортное средство даже у добросовестного покупателя. Эта проблема частично решится только в июле, когда нотариусы начнут вести реестр залогов движимого имущества. По закону он должен размещаться в открытом доступе в сети Интернет, а уклонившийся от регистрации залога банк лишает себя права требовать изъятия.