В России наконец-то нейтрализован злостный нарушитель Алексей Навальный. Единственный гаджет, которым сможет пользоваться этот неблагонадёжный тип в ближайшие 2 месяца, – электронный браслет. Басманный суд Москвы постановил взять его под домашний арест как обвиняемого по делу "Ив Роше". Потому что только так можно купировать вероятные противоправные действия Навального. По тому, какие ограничения наложены на арестанта, можно понять, какие действия следствие и суд считают таковыми: Навальному запрещено пользоваться Интернетом и вообще любыми средствами связи.
В пятницу, 28 февраля, Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство Следственного комитета об ужесточении меры пресечения в отношении Алексея Навального – как обвиняемого по так называемому "делу "Ив Роше". До этого оппозиционер, не вылезающий из-под обвинений в многомиллионных мошенничествах, находился под подпиской о невыезде. Но следствие потребовало ужесточить меру пресечения и заменить её на домашний арест.
Триумф тещи
Ограничения, которым необходимо, по мнению выступившего в суде следователя Нестерова, подвергнуть Навального, касаются всех форм общения оппозиционера с внешним миром. Следствие просило суд, чтобы тот запретил обвиняемому покидать пределы квартиры, получать и отправлять корреспонденцию, пользоваться средствами связи и Интернетом.
– Единственная цель следствия – воспрепятствовать моей политической деятельности, моим антикоррупционным расследованиям, – оценил отлучение от Интернета сам Навальный.
Общение Навального следователь просил ограничить кругом ближайших родственников.
– Прошу пускать слесарей, мебельщиков, монтеров окон, МЧС, участкового! – попросил обвиняемый. – А также сотрудников Фонда борьбы с коррупцией.
Следователь отнёсся к предложению неоднозначно. Допустить к борцу с коррупцией Фонд борьбы с коррупцией он был совершенно не готов. Но против других категорий посетителей не возражал.
– Давайте МЧС и слесарей разрешим, – подключился он к торгу. – Прошу разрешить врача и ЖЭК. Против тещи не возражаю.
– Это будет триумф тещи! – моментально среагировал Навальный.
Судья Артур Карпов обдумывал просьбу следствия час. Через час огласил постановление: "Суд считает, что обвиняемый может продолжить заниматься противоправной деятельностью". Навальный должен быть взят под домашний арест на 2 месяца – до 28 апреля. Ему запрещено пользоваться почтой и всеми средствами связи. Посещать его смогут только ближайшие родственники. Всем остальным посетителям в квартире Навальных разрешено общаться только с женой обвиняемого. Сам он в это время должен сидеть букой и делать вид, что с гостями не знаком.
– Мне запрещено делать заявления прессе? – поинтересовался арестованный у судьи,
– По данному уголовному делу запрещено, – кивнул Артур Карпов.
Нарушение ограничений, наложенных судом, приведет к тому, что мера пресечения будет ужесточена. То есть домашний арест Навального может смениться арестом вдалеке от дома.
Непонятно только, как служба исполнения наказаний и следствие станут всё это контролировать. То есть выход из дома отследить просто: на Навального наденут электронный браслет, и если ему вздумается пройтись, например, по бутикам, как одной его "коллеге" по мере пресечения, то блок, установленный в квартире, зафиксирует удаление браслета от базы. Но как выяснить, кто именно пишет разоблачительный пост в соцсети: сам Навальный или его жена Юля, сидящая рядом на диване? Ведь общаться с женой ему не запретили. Добавим – пока.
– Проконтролировать это, по большому счёту, невозможно, – поделился с "Фонтанкой" адвокат Навального Вадим Кобзев. – Видеозапись в квартире? Это возможно только с согласия самого обвиняемого, а мы такого согласия не давали.
Впрочем, адвокат не исключил, что со временем могут появиться и видеозаписи, сделанные в квартире. На вопрос, не появится ли видео с Навальным у компьютера, сделанное год назад, но датированное днями домашнего ареста, Вадим Кобзев не стал отвечать. Он лишь заметил, что и он, и его доверитель были готовы к такому развитию событий. И даже к худшему.
– Тут всё дело в их желании, – считает адвокат. – Могли бы и под стражу взять, если б было желание. Просвистело бы точно так же. В Басманном суде всё возможно,
Дела Навального
Ходатайство, которое защищал в суде следователь Нестеров, содержит очень убедительные доводы в пользу того, что Навального давно нужно было нейтрализовать.
"Навальный А.А. обвиняется в совершении тяжких преступлений, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет", – сказано в документе. Здесь и далее мы будем приводить дословные цитаты, потому что тут важен авторский слог.
Речь идёт о следствии по делу, возбуждённому в декабре 2012 года. Жертвой, по версии следствия, стала французская косметическая фирма "Ив Роше". Как полагает следствие, Алексей Навальный и его младший брат Олег создали ООО "Главное подписное агентство", которое должно было оказывать услуги по перевозке почтовых посылок. По версии следствия, братья убедили российское представительство фирмы "Ив Роше", что посылки с косметикой должно перевозить именно их агентство. Компании заключили договор, и за транспортные услуги "Подписному агентству" было перечислено 55 миллионов рублей. Однако следствие выяснило, что на самом деле перевозка косметики стоила дешевле – 31 миллион рублей. Таким образом, братья Навальные получили прибыль. Большей частью денег они распорядились по собственному усмотрению, а остаток перевели учреждённой ими же Кобяковской фабрике лозоплетения. Такие действия следствие квалифицирует по двум статьям УК РФ: о мошенничестве в особо крупном размере и в составе группы лиц и о легализации преступно нажитых средств.
Два упомянутых эпизода (мошенничество с легализацией) следствие дополнило третьим – о мошенничестве в отношении "Многопрофильной процессинговой компании". Ей тоже "Подписное агентство" оказывало услуги "по значительно завышенным ценам" и "на заведомо невыгодных условиях", что является, по мнению следствия, мошенничеством.
Кроме того, напомнил следователь, Навальный уже "осуждён за совершение преступления против собственности, совершенные в 2009 году". Речь идёт о так называемом "деле "Кировлеса": Навальный и его подельник Пётр Офицеров приговорены к условному наказанию за то, что фирма Офицерова закупала древесину у "Кировлеса" по одной цене, перепродавала её контрагентам по другой, а полученную маржу использовала по собственному усмотрению. Навальный в это время работал советником губернатора Кировской области. Преступные действия подельников суд признал хищением, хоть и назначил обоим условное наказание.
Всё это вместе, делает вывод следователь, "прямо указывает на преступную направленность поведения Навального А.А. и наличие оснований полагать, что он может продолжить заниматься преступной деятельностью".
Тем не менее, как следует из ходатайства, к опасному обвиняемому относились до сих пор гуманно, его не брали под стражу. На благородство следствия он ответил чёрной неблагодарностью: "неоднократно нарушал избранную меру пресечения в виде подписки о невыезде, выезжая за пределы г. Москвы".
Без пастилы
Собственно, следствие заговорило, что меру пресечения Навальному надо бы ужесточить, ещё в январе этого года. Тогда обвиняемого застукали "за пределами г. Москвы" – в Московской области. Машину, в которой он ехал, остановили сотрудники ДПС, а одно издание опубликовало невесть откуда взятые кадры. И Следственный комитет немедленно сориентировался. "Органом предварительного следствия установлены факты Вашего выезда за пределы г. Москвы без соответствующего разрешения следователя", – уведомил обвиняемого СК.
В ответ Навальный опубликовал в соцсети постановление об избрании ему меры пресечения. Следователь, который подписал документ, признавал: "с учётом особенностей административно-территориального деления г. Москвы и Московской области возможно непреднамеренное нарушение границ между данными регионами… следствие полагает возможным разрешить подозреваемому выезды в Московскую область, о которых в обязательном порядке необходимо сообщать следователю".
После этого наказать Навального за нарушение подписки было трудно. Его оставили на свободе, но "случайные" выезды в область запретили. С середины января он должен был спрашивать на каждую поездку разрешения. Что он и делал. Например, обратился к следователю с просьбой пустить его с детьми в музей пастилы, расположенный в области. Следователь счёл, что оппозиционеру и без пастилы слишком сладко.
Арестовался, чтобы помешать следствию
И вот в конце февраля Навальный сам дал следствию козырь. В понедельник, 24 февраля, он отправился на Манежную площадь – на акцию протеста против приговора по "болотному делу". Был там задержан и получил 7 суток административного ареста за сопротивление полиции.
Ходатайствуя об ужесточении меры пресечения для обвиняемого, следователь констатировал: Навальный нарочно попал под административный арест, чтобы нарушить подписку о невыезде и помешать следствию. Ведь в течение 7 дней он не сможет выполнять обязательство являться в СК "ежедневно без ограничения времени". Взятый под административный арест, он "фактически уклоняется от должного выполнения требований… УПК РФ, что свидетельствует о его ненадлежащем поведении, а также о намеренности его действий по воспрепятствованию производству по уголовному делу, то есть о нарушении меры пресечения".
Поскольку акцию снимало множество видеокамер, то это "сопротивление полиции" может и сегодня оценить любой желающий. От автозака, куда только что препровождён какой-то бедолага, отходят омоновцы. "Навального запихнём?" – спрашивает один у другого. И очень целенаправленно, раздвигая толпу, они куда-то движутся. Выясняется – туда, где в толпе заметили Навального. Тот стоит себе молча. Правда, крутит головой. Потом подходит кто-то знакомый, они обмениваются приветствиями. И тут Навальный замечает приближающихся к нему полицейских. "Ничего не выкрикиваю", – пытается он предупредить их активность. Но его берут под локотки и ведут. Он спокойно идёт к автозаку, даже не пытаясь возражать. Позже в суде полицейские показали, что он выкрикивал лозунги и сопротивлялся.
"Совершал административные правонарушения, тем самым воспрепятствует производству по уголовному делу", – написал по этому поводу следователь в своём ходатайстве. И судья согласился.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"