Городские власти намерены в ближайшие три года собрать с автомобилистов до 3,38 млрд рублей штрафов, свидетельствуют данные, подготовленные к рассмотрению городского законопроекта о дополнительном финансировании полиции. Либо в Смольном считают, что с каждым годом нарушителей ПДД будет все больше, либо полагают, что штрафы должны расти. Видимо, поэтому им будет не жалко потратить почти 1,4 млрд на обновление системы фотофиксации нарушений и «письма счастья» от ГИБДД.
Городское Законодательное собрание сегодня рассмотрело законопроект о дополнительном финансировании полиции из городской казны. За документ проголосовали 28 депутатов из 50. Всего, согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному в качестве справки депутатам Законодательного собрания, дополнительное финансирование петербургской полиции в ближайшие три года обойдется городской казне в 1,723 млрд рублей. Из них порядка 1,39 млрд рублей будут потрачены на цели, связанные с обеспечением безопасности на дорогах.
Часть этих денег пойдет на эксплуатацию информационной системы фотофиксаций правонарушений. К уже имеющимся на дорогах Петербурга 70 стационарным датчикам и 22 передвижным комплексам до конца года добавят еще 40 рубежей. Их обслуживание в период 2014 – 2016 годов в общей сложности обойдется в 595,9 млн рублей, в среднем по 200 миллионов ежегодно. Также серьезные суммы будут потрачены на «письма счастья» от ГИБДД с извещениями о штрафах. В период с 2014-го по 2016 год город намерен выделить на эти цели, соответственно, 336,7, 455 и 599,9 млн рублей. На марки и конверты в 2014-м город потратит 153 миллиона, в 2015-м – 261,6 млн, а в 2016-м – 380,9 млн рублей. Итого: 795,5 млн рублей.
Несмотря на довольно внушительные суммы, которые надо будет потратить на обслуживание фоторадаров, правительство города не против взять на себя часть расходов, так как штрафы за нарушение ПДД являются источниками дохода бюджета Санкт-Петербурга. В прошлом году с помощью фотофиксации ГИБДД выявило более 911 тысяч правонарушений (это на 50% больше, чем в 2012-м). В итоге в 2013 году сумма взысканных штрафов в 2 раза превысила расходы на эксплуатацию, развитие информационной системы и почтовые услуги в целом. Тенденция, прогнозируют специалисты, продолжится и в последующие годы. Так, в 2014 году, по планам, с петербургских водителей соберут 675 миллионов рублей в виде штрафов за неправильную парковку, превышение скорости или проезд на красный свет. В 2015-м петербургские водители, попавшие в поле зрения ГИБДД, уже выложат 1,12 млрд рублей, а в 2016-м эта сумма увеличится до 1,58 млрд рублей. То есть за три года бюджет города пополнится на 3,38 млрд рублей только за счет автолюбителей.
Стоит отметить, что столичные власти обратили внимание на штрафы за нарушение ПДД как на стабильный источник дохода еще 2012 году. Именно тогда впервые были озвучены планы московского правительства о передаче части функций ГИБДД по взиманию штрафов в специальное подразделение в структуре городских властей. Согласно планам правительства Москвы, которые озвучивала в 2012 году глава департамента финансов столичной мэрии Вера Чистова, штрафы, в том числе и за нарушение правил дорожного движения, должны были принести в бюджет столицы до 10 миллиардов рублей. Полностью отодвинуть ГИБДД от взыскания штрафов не удалось, однако с 1 ноября специальная структура при городском правительстве – Московская административная дорожная инспекция – получила возможность следить за тем, как припаркованы автомобили. В целом опыт оказался успешным: около 117 миллионов бюджет получает за счет неправильной парковки ежемесячно.
Всего же, согласно данным Управления судебного департамента по Москве, за прошлый год водителей оштрафовали за нарушение ПДД на общую сумму 377,3 млн руб. Годом ранее эта сумма была почти в пять раз меньше – 81,8 млн руб. При этом стоит учитывать, что Госавтоинспекция передает на рассмотрение в суды дела только о наиболее опасных нарушениях. В 2013 году самой «прибыльной» статьей Кодекса (все штрафы идут в бюджет Москвы) стал выезд на встречную полосу – общая сумма назначенных штрафов составила 97,2 млн руб.
Справка:
Помимо расходов на обеспечение безопасности на дорогах городские власти также планируют помочь полиции с покупкой 5 специальных автобусов для перевозки в отделы полиции. Как уточняется в дополнительных материалах к проекту закона, автозаки будут создавать на базе автобуса ПАЗ-32053, но «в антивандальном исполнении». Они должны вмещать в себя от 20 до 23 задержанных, быть оснащены видеорегистраторами, радиосвязью и системой ГЛОНАСС. Приблизительная стоимость одной такой машины – 2,3 млн рублей. Кроме того, в ГУ МВД имеется «крайне острая потребность в металлических ограждениях (фан-барьер)», по самым скромным оценкам, общей длиной 2,5 км. На эти цели у города уйдет еще 2,9 млн рублей. На подключение 26 подразделений ГУ МВД к Единой мультисервисной телекоммуникационной сети органов госвласти (включающей в себя знаменитую смольнинскую «вертушку», базы данных и отдельный широкополосный Интернет) необходимо 317,6 млн руб., в том числе в 2015 году 104,1 млн. А еще 2,5 млн уйдет на выкуп оружия у населения.