C момента открытия нового терминала Пулково прошло почти два месяца — вполне достаточно, чтобы в блогосфере сформировалась четкая картинка. «Фонтанка» собрала мнения пассажиров — как хорошие, так и плохие. Жалуются в основном на неясную схему движения у парковок, неудобства в обслуживании и задержки в проверке багажа. В Пулково наличие проблем не отрицают и обещают решить их в ближайшее время. Среди положительных отзывов — быстрый вай-фай, красивые интерьеры и «чудесные скульптуры».
Проблемы с парковкой
С момента открытия нового терминала прошло почти два месяца, а у водителей по-прежнему остались вопросы. Некоторые убеждены, что у здания вообще отсутствует официальная парковка, и поэтому советуют ставить машины под знак в другие места. «Иначе придется идти до парковки перед старым терминалом минут 7 – 10. Все выезды сходятся в один ряд, который упирается в нерегулируемый перекресток», — пишет Аскар Валитов.
Другие наблюдатели говорят, что парковка есть, просто к ней сложно проехать. А единственный способ попасть с парковки в новый терминал — это пройтись по песку. Чтобы избежать этих трудностей, встречающим автомобилистам рекомендуют вставать «елочкой» в карманах напротив входа в терминал, а в других местах (к примеру, под опорами чуть дальше входа — где заканчивается мощение плиткой и начинается поворот) советуют парковаться с оглядкой на знаки: «Наблюдал бодрую эвакуацию аж в два эвакуатора».
Что касается кармана у входа в здание — «организация этого места ожидания ужасна — таксистам можно все: стоять вторым рядом даже не на аварийке, даже запирать тех, кто успел правильно занять место на островке, остальных, кто временно встает вторым рядом, гоняют специально обученные люди». На подъездах к аэропорту и парковке мало указателей, из-за этого водителям приходится изрядно поколесить в поисках выезда.
Как пояснили «Фонтанке» в пресс-службе «Воздушных ворот Северной столицы», сейчас у нового терминала работают четыре парковки из пяти (см. карту). Открыты две краткосрочные парковки (P2, P3 стоимостью 150 рублей в час или 800 рублей в сутки), одна долгосрочная (P4 — 150 рублей в час и 800 рублей в сутки) и одна бесплатная (P7). Пятая (P1, крытая, 200 рублей в час и 1,5 тыс. в сутки) откроется в ближайшее время. С учетом парковки перед зданием Пулково-1 общее количество автомобильных мест у обоих терминалов составляет 2,5 тыс.
«На этой неделе начнет функционировать специальный шаттл, курсирующий между новым терминалом и долгосрочной парковкой (P4), чтобы пассажиры не ходили пешком. Также существует безопасная пешеходная дорожка, ведущая к новому терминалу, где не нужно переходить дорогу», — отмечают в ВВСС. Сложности, которые испытывают автомобилисты с поиском нужного пути, связаны с работой терминала Пулково-1, который вскоре закроют на реконструкцию. «После этого движение будет организовано по постоянной схеме, и пассажиры больше не будут испытывать неудобств».
Указатели, которых не хватает на подъезде к терминалу, в настоящий момент уже начали монтировать. По информации «Фонтанки», их еще несколько месяцев назад должна была установить компания «АБЗ-Дорстрой», которая строила подъезды к новому терминалу. По ряду причин процесс затянулся и возобновился только сейчас.
Обслуживание пассажиров
«Идем в самолет, — рассказывает о своем опыте пассажир Кирилл Соколин. — Посадка осуществляется через модный нынче телетрап (в простонародии — «рукав»). Что ведет к телетрапу? Правильно — три пролета лестницы. Проход к лифту закрыт, эскалатора нет. Чуваки, это ж новый терминал Пулково — гордость Санкт-Петербурга. Кто его проектировал?»
Кроме того, номера стоек в залах терминала обозначены желтыми цифрами на сером фоне, что делает их трудночитаемыми. «А отсутствие внятной навигации по аэропорту делает его самым интеллектуальным в нашей стране», — шутит Максим Кульманов. По ощущению некоторых наблюдателей, внутри здания очень жарко, температура достигает 26 – 28 градусов, при этом воды в туалетах нет. А часть пассажиров посетовали на отсутствие какого-либо алкоголя в местных кафе.
Справедливости ради следует отметить, что проверка Ростехнадзора, проведенная в середине прошлого года, показала не такое сильное завышение температуры, как показалось пассажирам. К примеру, в зале ожидания, зонах досмотра, контроля, административных помещениях температура была, наоборот, занижена в сравнении с нормативами — с 21 до 20 градусов. Повышение зафиксировали лишь в северных административно-бытовых помещениях, входных вестибюлях (с 18 до 20 градусов), в зоне обработки багажа (с 16 до 20).
Багаж
Широкую известность на прошлой неделе получило динамичное видео одного из пассажиров, который зафиксировал на камеру процесс работы ленты выдачи багажа. Дело в том, что в определенном месте сумки и чемоданы съезжают с ленты на ленту и под силой притяжения земли с грохотом ударяются о металлический бортик. В результате этой процедуры у некоторых сумок отваливаются колесики.
«Идя навстречу трудящимся, жалующимся, что грузчики Пулково швыряют их чемоданы и повреждают их, руководство Пулково вынуждено было исключить человеческий фактор и доверить деликатную процедуру повреждения багажа специально построенному механизму», — иронично описывает проблему Алекс Ильин. В ВВСС сообщили, что компания совместно с подрядчиком, который монтировал багажную систему, вскоре установит бамперы, смягчающие удар чемодана при выкатывании на ленту.
После сдачи багажа в аэропорту начинается процедура проверки посадочных талонов перед досмотром личных вещей, при этом около половины пассажиров ее пройти не могут, так как их багаж, который они только что сдали, еще не доехал до первого этажа. «Самое удивительное, что это уже даже никого не удивляет — настолько все привыкли к отвратительному сервису», — убежден пассажир Кирилл Соколин.
Оператор Пулково поясняет, что срок прохождения вещей по багажной системе от стоек регистрации до комплектовки составляет около пяти минут, после чего пассажир легко может пройти в область предполетного досмотра. Однако если в багаже нашли запрещенные предметы, пассажира просят пройти в комнату ручного досмотра багажа. При этом стоит понимать, как работает багажная система, чтобы затянувшееся ожидание для некоторых пассажиров не стало неожиданностью.
Как работает багажная система
Для каждого чемодана распечатывается своя багажная бирка и одновременно в систему отправляется специальная виртуальная телеграмма BSM. В ней указаны имя и фамилия пассажира, рейс, класс и номер его бирки. От стоек регистрации чемоданы по транспортеру попадают в саму багажную систему и там сортируются, досматриваются, проходят 1 – 2-й уровень безопасности.
После того как специальный сканер считывает информацию с багажной бирки, чемодан начинают отслеживать. Сумка по транспортерам проходит через рентгено-телевизионное оборудование (интроскоп). Он выявляет запрещенные к провозу предметы (оружие, наркотики, бензин или другие подозрительные жидкости) и взрывчатые вещества. Изображение с интроскопа попадает на мониторы операторов службы авиационной безопасности. Решение о том, есть ли в багаже что-то запрещенное, принимает сама машина, после получения тревожного сигнала от машины у оператора есть возможность нажать специальную кнопку и отправить багаж по транспортеру в комнату ручного досмотра. Она расположена на третьем этаже, недалеко от стоек регистрации. Если тревога ложная, сумку после досмотра отправят обратно в багажную систему.
После 1 – 2-го уровня безопасности багаж попадает в следующее большое багажное помещение, где происходит уже сортировка чемоданов по рейсам и проверка безопасности 3 – 4-го уровня. Здесь два досмотровых аппарата, встроенные в багажную систему, ищут уже исключительно взрывчатку, на 4-м уровне безопасности аппараты отправляют операторам картинку в трехмерном изображении.
«Если уже здесь срабатывает сигнал тревоги, то подозрительный чемодан отправляют уже на 5-й уровень безопасности – в отдельное помещение. Туда вызывают команду специалистов, которые с помощью сложного оборудования могут выявить даже остатки взрывчатых веществ. С полной уверенностью можно сказать, что в нашем аэропорту одна из самых современных систем безопасности. Провести в багаже что-то запрещенное практически невозможно», — сообщили в ВВСС.
Что хорошего говорят
Положительные мнения о новом терминале тоже есть. Хотя большинство из них носят отстраненный, непредметный характер. Новый аэропорт красив, огромен и комфортен. У входа стоят девушки в жилетках «спросите меня» и действительно помогают. Терминал просторный, соответствует уровню культурной столицы, но есть еще что доделывать (http://vk.com/id458663). Есть среди хороших отзывов и двусмысленные: «В третьем Пулково так круто, что становится страшно от того, как подозрительно быстро его построили».
Многие обратили внимание на «чудесные авиаскульптуры», которыми украшено здание терминала. Некоторые пассажиры, впрочем, охарактеризовали их как «странного вида статуи, с какими-то очень скорбными выражениями лиц, что еще больше усиливает ощущение вселенской грусти в этом месте». Как писала «Фонтанка», изначально скульптуры были посвящены разбившимся самолетам. Возможно, это и почувствовали некоторые пассажиры.
Молодых пассажиров впечатлил «космический (по скорости) вай-фай», а также светлые, просторные и чистые помещения терминала. Понравилась некоторым и процедура прохождения паспортного контроля: «Сотрудник невзначай задает вопросы и проверяет реакцию. Переняли мировой опыт по борьбе с терроризмом».
Недочеты, на которые жалуются пассажиры, в Пулково не отрицают. Более того, понимая, что большинство людей привыкли жаловаться не в аэропорт, а просто в Интернете, оператор нанял специальную организацию, которая ежедневно делает отчеты обо всем, что писали про Пулково за минувшие сутки. Все отрицательные мнения направляют в соответствующие подразделения аэропорта, которые решают проблемы.
«После ввода в эксплуатацию такого крупного инфраструктурного объекта неизбежно появляются проблемы. Часть их них выявляют пассажиры, часть — заказчик объекта. Это нормальный процесс для проектов такого масштаба», — сообщили в ВВСС.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»