Оглашение приговора по "болотному делу" председатель Замоскворецкого суда столицы Наталья Никишина превратила в сериал с интригой. Ей, по сути, оставалось только назвать сроки для восьмерых "болотников". Это стало бы прекрасным дополнением к последним дням Олимпиады: весь мир, следящий сейчас за Россией, заодно оценил бы справедливость нашего правосудия. Но на самом интересном месте судья неожиданно прервала заседание.
В пятницу, 21 февраля, заинтересованные люди ждали приговора по громкому "болотному" процессу. Интригой, по сути, были сроки: придётся ли подсудимым, которые, по версии обвинения, 6 мая 2012-го на Болотной обижали вооружённых омоновцев, сидеть по 5 – 6 лет, как этого хотела прокуратура, или им дадут отделаться уже отсиженным? Напомним, что из восьми обвиняемых семеро находятся в тюрьме больше полутора лет.
Самые большие оптимисты питали надежды на оправдание. Но, говорят, в карьере председателя райсуда Замоскворечья Натальи Никишиной таких "проколов" не помнят.
У этого приговора было сразу два фона. С одной стороны – Олимпиада. И надежда, что до конца спортивного праздника декабрьская "оттепель" с амнистиями и освобождениями продолжается. С другой стороны – Украина. И опасность, что любой либерализм, проявленный властью, наглая оппозиция воспримет как сигнал брать пример с активистов майдана. Судье Наталье Никишиной предстояло пройти между этими Сциллой и Харибдой. Но Олимпиада, в отличие от событий, в ближайшее воскресенье точно закончится. Оглашение приговора должно было начаться в полдень, повторим, в пятницу.
Новоболотная
К суду заранее подтянулись защитники "болотников" с плакатами. Их поджидал такой знакомый по событиям 6 мая ОМОН. Вокруг здания выставили металлическое ограждение и полицейское оцепление. За железный забор пропускали только родственников подсудимых и некоторых журналистов. Объясняли просто: зал суда маленький, туда поместится пара десятков человек, ещё столько же смогут посмотреть трансляцию в холле, остальным придётся довольствоваться рассказами. Судья запретила журналистам видеосъёмку, поэтому о трансляции в Интернете, как это было в деле Pussy Riot или Навального, речи уже не было. Наталья Никишина не хотела, чтобы её процесс тоже мог увидеть весь мир.
К двенадцати у здания Замоскворецкого суда собралось человек пятьсот. Они скандировали: "Позор!" – и развешивали обидные для власти баннеры, требовали освободить политзаключённых, словом, выдавали стандартный в таких случаях набор. Были там и противники "болотников" и других "политзеков", которые вносили свою лепту. Но всё было ещё относительно спокойно.
В 12 часов заседание не началось. Народ на улице продолжал подтягиваться, толпа у здания суда росла. Над ней появлялись новые лозунги. Кто-то запустил вверх связку белых шаров с плакатом "Свободу узникам 6 мая". Шары запутались в проводах – и плакат завис над толпой. Люди скандировали эти же слова. Человек в костюме кришнаита бил в барабан. Полиция терпела.
В час дня заседание не началось. Толпа разрослась до тысячи с лишним человек. Она уже не помещалась у здания и начала растекаться по прилегающим улицам. Над ней начал витать дух майдана, время от времени к стандартным кричалкам добавлялось: "Банду геть!" Причём москвичи лихо гэкали совершенно по-украински. "Что такое "Банду геть"?" – спросил голос в толпе. "Это непереводимая игра слов, – весело объяснил другой голос. – Значит – "Долой!"
Омоновцы стали задерживать людей с плакатами. Сначала аккуратно. "Сотрудники полиции ведут себя корректно и методично оттаскивают из очереди перед судом провокаторов", – оценил их в Твиттере slon.ru. Но постепенно задержания становились жёстче. "Под раздачу" попали журналисты Сергей Пархоменко и Тихон Дзядко. В автозаки затолкали бывших "болотников" – амнистированных в декабре Марию Баронову и Владимира Акименкова. Кто-то развернул над толпой российский триколор. Его тоже задержали. Кто-то кричал вдогонку уводящим его омоновцам: "У нас российский флаг разрешён или запрещён?!" Приехал трактор – и сняли плакат, висевший на шариках. Кришнаита с барабаном увели в автозак. Шарики остались на проводах.
В два часа заседание не началось. В какой-то момент омоновцы в оцеплении вдруг утратили жетоны. "Полицейским дали приказ "снять значки на", выполняют", – прокомментировал в Твиттере @SovSekretno. "ОМОН вообще без жетонов, никто!" – написал @greenlightoff. "Сотрудник полиции на вопрос: "Кому давали присягу?" – ответил: "Не вам", – процитировал диалог с правоохранителем @marlenuscom.
Площадь перед зданием суда начала превращаться в "микроболотную": полицейские хватали людей и распихивали их по предусмотрительно расставленным рядом автозакам. "Рядом со мной чувака забрали. Он делал то же самое, что и я. Стоял. Жду", – написал @Antoha. Люди пытались защитить друг друга. "Его-то за что, куда вы его?!" – летел женский крик, точь-в-точь как полтора года назад на Болотной. В одном из автобусов с задержанными вдруг вылетело стекло, его выбили изнутри. По толпе пошёл слух, что окно выдавили кем-то из задержанных, которых в автозаках избивают. Полиция догадалась перекрыть улицу, ведущую к суду, и толпа перестала расти. Зато люди оказались в "мешке" – тоже точь-в-точь как полтора года назад на Болотной.
Приговор без конца
Без четверти три заседание не началось. К этому времени, по информации ресурса ovdinfo.org, было задержано 110 активистов этой "новоболотной" (к концу дня их насчитают две сотни). Люди передавали из уст в уста объяснение, отчего суд так опаздывает: наверное, говорили, не хотят выносить приговор до конца Олимпиады. Эта версия стала самой часто повторяемой. Многие освоились с мыслью, что сегодня заседания не будет. Алексей Навальный, который тоже был в толпе, со знанием дела объяснял: зачитать приговор для 8 человек – это несколько часов, сегодня начинать уже бессмысленно, поэтому оглашение явно будет перенесено на понедельник. Когда кончится Олимпиада.
Наконец, судья открыла зал. С трёхчасовым опозданием. Времени на оглашение оставалось мало. Ввели обвиняемых, запустили журналистов. И Наталья Никишина начала читать. Она читала так быстро, что многие решили: нет, Олимпиада тут ни при чём, всё решится сегодня. Правда, смысл того, что она читала, с самого начала наводил на мысль об уроках Майдана. С первых строк судья дала понять, что оправданий не будет.
Напомним, что акция 6 мая 2012 года на Болотной площади была согласована с властями столицы. В это согласование входил и географический план мероприятия. Однако перед его началом площадь пересекла цепь омоновцев, автоматически уменьшив отведённое пространство. На Болотной возникла давка, ОМОН не уступал, это привело к стычкам, задержаниям и появлению уголовного дела о заранее спланированных беспорядках. Всего по делу проходили 30 человек, из них трое осуждены и 10 амнистированы. В Замоскворецком суде слушается дело в отношении 8 "болотников".
Как объявила судья Никишина, подсудимые пришли 6 мая 2012 года на Болотную с преступным умыслом на массовые беспорядки. Все "применяли физическую силу для прорыва оцепления", "скандировали антиправительственные лозунги", "применили в отношении сотрудников полиции насилие, не опасное для их жизни и здоровья".
Андрей Барабанов "сорвал с полицейского шлем и нанес ему не менее одного удара по голове и по телу". Александра Наумова "не менее восьми раз прицельно бросила в полицейских куски асфальтового покрытия, а также бутылку". Степан Зимин тоже кидался асфальтом, и один кусок "размером не менее 15х15 попал в кисть руки сержанта". Артём Савёлов "грубо схватил полицейского за кисти рук и за обмундирование". Сергей Кривов "взял в захват руки сотрудника полиции и попытался отобрать у него резиновую палку", "вырвал из рук полицейского спецсредство, а затем нанес ему несколько ударов по рукам", "схватил за форменную одежду полицейского". Алексей Полихович "пытался освободить задержанных" и "с применением физической силы схватил за руку полицейского, причинив ему физическую боль". Денис Луцкевич "не менее трёх раз бросил куски асфальтового покрытия в сотрудников полиции", "схватил полицейского за обмундирование и вырвал у него шлем".
Всё это было почти дословным повторением обвинительного заключения, оглашённого в начале процесса, 8 месяцев назад. Небольшую корректировку судья внесла в историю Ярослава Белоусова. Следствие утверждало, что он прицельно бросил в полицейского биллиардный шар, поднятый здесь же, на площади. Это было уже чересчур: во-первых, Белоусов так близорук, что вообще ничего не может бросать прицельно, а во-вторых, Москва всё-таки не вымощена биллиардными шарами. Защита ссылалась на видео, из которого следует, что Белоусов поднимал с асфальта лимон. И судья отчасти согласилась с адвокатом: обвиняемый "бросил неустановленный предмет шарообразной формы".
Оставалось сообщить, какие наказания она назначила за такие преступления. Прокурор в прениях, напомним, требовал по 5 – 6 лет колоний. Защита утверждает, что подсудимые невиновны. Так, Артём Савёлов физически не мог хватать за обмундирование того полицейского, которого ему "предложили" в потерпевшие: видеозаписи показывают, что эти двое не пересекались на площади. Денис Луцкевич, бывший морпех, вообще пришёл на Болотную только для того, чтобы оберегать свою девушку, но вместо этого был избит полицейской дубинкой. Это тоже подтверждено видеозаписями и фотографиями. Подобные аргументы у защиты были и по другим обвиняемым.
Но на этом месте судья объявила перерыв. Закончился рабочий день. Не хватило, видимо, тех трёх часов до начала заседания, когда полиция распаляла и сажала в автозаки "новых болотников" перед зданием суда. Приговор будет оглашён 24 февраля. После закрытия Олимпийских игр.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"