Находящуюся под домашним арестом искусствоведа с мировым именем Елену Баснер ожидает очередное испытание. Ее могут проверить на причастность к продаже еще одной поддельной картины. Полотно любимого периода Баснер – начала XX века. Среди опрошенных – эксперты Русского музея.
Искусствоведа Елену Баснер ожидает очередное испытание. Ее могут проверить на причастность к продаже еще одной поддельной картины. Полотно любимого периода Баснер – начала XX века. Среди опрошенных – эксперты Русского музея.
Шум вокруг скандального задержания искусствоведа с мировым именем, бывшего эксперта Русского музея Елены Баснер только стал затихать. Коллеги уважаемого в профессиональной среде специалиста негодовали от обвинений, выдвинутых следствием. Обвинения в соучастии в продаже поддельной картины художника начала ХХ века Бориса Григорьева «В ресторане» – называли надуманными, задержание заказным. За коллегу вступился директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Пострадавший коллекционер Васильев поплатился за свои действия – как это модно говорить, стал нерукопожатным в своей среде.
После того как суд отпустил Баснер под домашний арест, волна интереса к теме спала. Не давало информационных поводов и следствие. Казалось бы, оно начало традиционную рутинную работу по исследованию уже имеющегося факта. Однако, по данным «Фонтанки», сейчас ГСУ работает не вглубь, а вширь.
По информации нашего издания, в ноябре 2009 года Васильев принес второе заявление в полицию. В нем он просил привлечь к ответственности тех, кто участвовал в продаже ему картины якобы Николая Калмакова «Пробуждение». Полотно также оказалось подделкой. Среди перечисленных в заявлении фамилий, как говорят, все те же Леонид Шумаков и Елена Баснер.
Схема продажи очень похожа на схему с первой подделкой – якобы григорьевской «В ресторане», с небольшой оговоркой. По предварительной информации, Шумаков предложил Васильеву картину за стоимость чуть ниже Григорьева. Это «чуть» эксперты в искусстве начала ХХ века оценивают в 30 – 50 тысяч евро. Когда началась история с картиной «В ресторане», Васильев обеспокоился подлинностью и «Пробуждения». Результат его не обрадовал. Спросив у Шумакова об истории картины, Васильев якобы опять услышал фамилию Баснер. Правда, в этот раз экспертизу делала не Елена Вениаминовна.
По данным нашего издания, в рамках отработки материала опрашивали трех экспертов Русского музея. Также, как говорят, в материалах присутствуют три экспертизы картины с абсолютно разными выводами.
Дальше – все тот же замкнутый круг. Несколько раз Васильеву было отказано в возбуждении дела. Но прокуратура, как говорят, возвращала материалы на доработку опять же в полицию.
Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и области, куда «Фонтанка» обратилась с официальным запросом о судьбе того заявления Васильева, – материал направлен по запросу ГСУ СК РФ по Петербургу. Его проверкой, судя по всему, займутся следователи, которые ведут дело Баснер. Выльется ли эта проверка в еще один эпизод – покажет время. В любом случае, это не добавит приятных минут ни одной из сторон процесса.
Коллекционер Андрей Васильев, который как никто заинтересован в проверке заявления, отказался комментировать не только факт передачи его заявления из полиции в следственный комитет, но и сам факт заявления.
«Я не хочу ни давать комментариев, ни участвовать больше в этой шумихе», – устало сказал Васильев и положил трубку.
Адвокат Баснер Лариса Малькова была еще более лаконична: «Мы это не комментируем».
Татьяна Востроилова, "Фонтанка.ру"
Николай Калмаков – художник, график, иллюстратор начала ХХ века. Писал в стиле сюрреализм, модерн, символизм. Некоторые специалисты называют его мистическим Бакстом. Работы Калмакова есть в Русском музее, в Третьяковской галерее, музее имени Пушкина и частных коллекциях.