В начале февраля Владимир Путин призвал ликвидировать «театральную дискриминацию» малых городов и отдаленных населенных пунктов России, где вообще нет своих театров. Президент подчеркнул, что нужно создавать условия «для того, чтобы талантливые театральные постановки могли увидеть наши граждане, причем независимо от места их проживания».
А как поживает театральная провинция в Финляндии? Конечно, и здесь лучшие профессиональные силы сосредоточены в столице и крупных городах. Но пожаловаться на отсутствие театральных подмостков не может ни один город страны (а всего их более 40) и большинство других населенных пунктов. Кроме полусотни городских театров, получающих финансовую поддержку государства и муниципалитетов, существуют театры при университетах и культурных центрах, летние и передвижные, кукольные театры, драматические и музыкальные самодеятельные коллективы (в списке Театрального центра - более 300 наименований). Многим из них Комиссия сценического искусства выделяет ежегодные гранты в размере нескольких сотен или десятков тысяч евро (общая годовая сумма приближается к 3 млн).
Финляндия - страна давних театральных традиций, и в этом смысле можно провести аналогию с дореволюционной Россией. Финские театры знакомили зрителя со спектаклями по произведениям Тургенева, Достоевского, Льва Толстого, Чехова. Когда после войн 1-й половины минувшего века восстановились театральные связи, спектакли в Суоми ставили Юрий Любимов, Лев Додин, Роман Виктюк и другие московские и питерские режиссеры.
Театр в Финляндии ежегодно собирает трехмиллионную аудиторию (население страны менее 5,5 млн) и около миллиона ходят на представления любительских театров. По свидетельству директора Театрального информцентра Ханны Хелавуори, публику интересуют не только развлекательные программы, но и социально актуальные темы.
Беглый взгляд на афиши провинциальных театров обнаруживает такие темы, как исчезновение рабочих мест в результате общеевропейской конкуренции («Под небом Европы»), поездки на заработки в Суоми разоряющихся румынских крестьян, отношение к религии и духовенству («Христова невеста»), вспышки в обществе чувств ненависти и стремление к насилию («Девять смертельных пуль» и «Ненависть в сердце»).
Конечно, финским театрам средств от продажи билетов, грантов и субсидий властей хватает не всегда. Иногда выручают частные спонсоры. Некоторый доход дает реклама, размещаемая на театральных буклетах. В общем, можно понять и ставшего наполовину российским артистом Вилле Хаапасало, который совмещает с карьерой артиста ресторанный бизнес на границе с полюбившейся ему соседней страной.