Новый Seat Leon – машина, которую в первую очередь надо встречать «по одёжке». Если вам по душе этот вызывающий экстерьер и масть «вырви глаз», если агрессивная морда и стремительные линии корпуса заставляют трепетать, то машина ваша. Внутри это – всё тот же надёжный, практичный и педантичный трудяга-немец, типичное детище концерна Volkswagen Audi. Впрыск испанской крови добавил ему темперамента, но не испортил характера. Огромный багажник и просторное заднее сиденье выдают душу верного семьянина, которая спрятана за внешностью мачо.
Сразу скажу, чтобы внести ясность: я не автоэксперт, просто в меру продвинутый автопользователь с 18-летним стажем беспрерывного вождения очень разных машин по асфальту и пересечённой местности, в России и в Европе. За это время мне не раз приходилось пройти через муки выбора автомобиля. Я знаю, что словосочетание «крутящий момент» – это важно, а «выштамповка» – это, кажется, круто. Но если кто-то ждёт чётких технических данных, то будет разочарован. Я обследовала машину как человек, который не рассказывает о ней, а на ней ездит. И хочет делать это с комфортом, с ощущением безопасности, с уверенностью в следующей тысяче километров, временами – с семейством и баулами, изредка – с понятным желанием «сделать» соседей по трассе. И без вынужденного знакомства с анатомическими подробностями под капотом. При этом я чётко понимаю: так или иначе, но любой новый автомобиль того же класса, что Seat Leon, этим требованиям соответствует. Добавлю, что тестировать Leon я ехала на его дальнем «родственнике» – немолодом отпрыске семейства VAG, которым довольна совершенно.
Гальго из Леона
Посмотрев на этот Seat, можно подумать, что концерн изменил себе и назвал новое произведение в честь царя зверей. Но Leon – это не лев, а город в Испании, как Cordoba, Ibiza и другие. Так что традиции соблюдены. И не только в названии.
Если всё-таки сравнивать Seat Leon со зверем – это пёс породы испанский гальго. Стремительный, яркий, поджарый, мускулистый, с раскосыми глазами и аристократическим носом, при этом очень уютный и домашний, к тому же интеллектуал, как все борзые. Собака для спортивных состязаний и для роли любимца большой испанской семьи с выводком детей. Как и этот пёс, машина «надрессирована» для исполнения множества ролей. Что в нём ещё есть «борзого» – это, уж извините, цена.
В профиль Leon выглядит родным братом Audi A3. Чуть другая форма задних фонарей, чуть сильнее скошен «затылок», чуть больше вытянут «нос». Бока разрезают две продольные линии, верхняя вытекает из передних фонарей и вливается в задние, нижняя продолжает бампер, прерываясь над колёсной аркой. Они оптически вытягивают кузов и визуально прижимают его к земле, придавая машине «летящий» вид. Особенно это заметно в 3-дверной версии – купе.
Анфас это уже другой персонаж. После дисциплинированного немецкого лица Golf и вальяжной бюргерской мины A3, физиономия Leon кажется просто пиратской. Это подчёркивают хищные челюсти спортивного бампера, а ещё больше – светодиодные фары, которые идут как дополнительная и очень недешёвая опция. Такая раскосая миндалевидная оптика имеет отнюдь не только эстетическое значение.
Вечные глаза
Leon – единственный автомобиль в гольф-классе, который комплектуется светодиодными фарами. Освещённость они дают как ксенон, а электричества, можно сказать, не берут совсем. В автосалоне клялись, что машина сутки простоит с включёнными фарами – и аккумулятору ничего не сделается. В Leon предусмотрен автоматический режим, в котором он сам решает, когда зажигать габариты и ближний свет, когда гасить, какой делать подсветку приборов. И в таком режиме машина может оставаться всегда – без риска для аккумулятора.
К минусам светодиодов можно отнести то, что лампочки в них меняются только вместе с фарами. К плюсам – то, что Seat даёт на эти фары пожизненную гарантию. В салоне уверяли: если через много лет у Leon потухнет глаз, новый имплантируют бесплатно. Теоретически такие фары должны пережить саму машину. Даже на кузов с двойной оцинковкой Seat даёт всего лишь 12-летнюю гарантию.
Несмотря на все эти прелести, мне светодиодные фары не понравились. Терпеть не могу холодный бело-голубой свет, как в прозекторской. Куда милее тёплый жёлтый, лучше менять лампочки и уходя гасить свет. Тем более что машина в этом помогает: если пытаешься оставить её с включёнными огнями – орёт. К тому же треугольный рисунок светодиодов придаёт автомобилю ещё более агрессивный вид. Почему-то в салоне об этом говорили с гордостью: дескать, агрессивный вид – это очень правильный тренд.
Багажник для всей семьи
Сзади Leon толстенький. Такой весь крепенький. Это ощущение создают мощный бампер, который делает «турнюр» визуально шире, и сдвоенный «хвост» выхлопной трубы.
За дверцей – бездонный багажник. Если смотреть на машину сбоку, то вообще непонятно, где он помещается. Но факт остаётся фактом: 380 литров. Это пространство как-то очень удачно захватывает каждый сантиметр, который можно было выкроить за задними сиденьями. Вот интересно: человек, который выбирает такую машину, что он будет возить в этом багажнике?
Если перейти к сухим цифрам, то длина машины – 4263 миллиметра, ширина – 1816 миллиметров, высота – 1459 миллиметров. Топливный бак вмещает 50 литров. Особая история – его крышечка: отвинтив перед заправкой, её можно пристроить, чтобы не болталась и не терялась, специально придуманным штырём в специально придуманное отверстие.
Салют, Россия
Отдельно надо сказать про клиренс. Изначально это было 140 миллиметров. Но специально для России Leon комплектуют пакетом для плохих дорог. Позор. Но спасибо испанцам за заботу. Дорожный просвет благодаря этому пакету увеличен на 20 миллиметров. Не уверена, что два сантиметра сильно спасают на наших дорогах. В самом «длинноногом» советском хэтчбэке «ВАЗ-2109» клиренс был 165, но и ему умельцы добавляли сантиметры с помощью пружин.
Низ порогов у машины пупырчатый. Это несколько портит внешний вид, если всматриваться. Но – увы: это тоже дань российским дорогам, антигравийное покрытие. И чего я не видела, но что обещали в автосалоне – днище машины закрыто пластиковым прокладками. От коррозии.
В этот же пакет входят защита картера, которая идёт в базовой комплектации, и усиленная подвеска.
Под капотом
Чтобы открыть капот, надо иметь разряд по штанге. Крышка неподъёмная. К тому же она не держится наверху сама, её надо подпирать металлической палкой – упором капота, который вынимается из ниши. В последний раз я видела такую конструкцию в старой «девятке». Но тут умиляет забота испанцев о потребителе: на железном упоре ровно в том месте, за которое вы его берёте рукой (свободной от крышки), предусмотрена жёлтенькая пластмассовая накладочка.
В автосалоне в ответ на сравнение с «семёркой» обиженно парировали: Seat – не дамская машинка. Я не очень понимаю, как они делят машины по половой принадлежности.
Там же, под капотом, стоит усиленный аккумулятор в «пальто». Это – тоже часть «российского» пакета, только рассчитанного не на наши дороги, а на нашу зиму. Испанцы хорошо изучили вопрос. «Зимний пакет» в базовой комплектации включает подогрев сидений, зеркал и форсунок омывателя. Жидкость на стекло поступает горячая.
Про одну опцию хочется сказать отдельно: фен, который начинает прогревать салон, когда двигатель ещё холодный. Неделю назад, в морозы, это было очень актуально.
Из других приятных мелочей: VIN, выбитый на кузове, покрыт пластиковой плёночкой. Циферки легко будет читать автоинспектору.
Интерьер
Ничего необычного в интерьере ждать не приходится: «начинка» автомобилей концерна унифицирована до предела. Когда мне, привычной к Volkswagen, понадобилось придвинуть кресло в Leon, рука автоматически нашла рычаг. Когда я стала регулировать руль, «своё» положение нашла вслепую. Тем, кто делал это на машинах других производителей, просто скажу, что руль, как и положено, регулируется по высоте и по вылету.
Передние сиденья на первый взгляд кажутся обычными фольксвагеновскими. Но потом видишь, что боковая поддержка у них повыше. Это сеатовския «фишка». В качестве опции можно заказать поясничную подкачку.
Центральная панель приборов лаконична: тахометр и спидометр. Остальное, если надо, вам покажут на дисплее между ними. Недостаток «картинок» на панели компенсируется их явным избытком на подрулевых рычагах. Но осваиваешь их «вслепую», ничего принципиально нового в способах включения поворотников не придумано.
На той машине, которая досталась мне, руль был непривычно маленький. Такие называют «спортивными». Но Leon, повторим, вообще считает себя большим спортсменом.
На руле расположен «пульт управления» машиной. В пиктограммах и кнопках надо разбираться в рамках отдельного курса. Потом можно будет управлять телефоном, подключённым к аудиосистеме по Bluetooth, не снимая рук с колеса и не отрывая глаз от дороги. И всей аудиосистемой тоже. Мультимедийная и сенсорная, она идёт в базовой комплектации. Если подключить к ней ещё и парктроники, то машина станет «руководить»: паркуетесь вы, глянули на дисплей, а оттуда – «Смотрите на дорогу!».
При регулировке зеркал правое и левое начинают двигаться одновременно. Чтобы можно было быстро поменять их положение, когда сдаёшь задом и хочешь всё видеть. Эту синхронность можно отключать и включать.
Как дома в кресле
В салоне много разных «сундучков». Разной степени удобства. Тот, что под сиденьем, слишком маленький. Зато бардачок – 2-ярусный, с полкой посередине. В нём расположены входы USB и AUX для подключения к аудиосистеме. Водителю дотягиваться с флешкой неудобно.
В неожиданном месте нашлась розетка «прикуривателя»: между креслами, под правой рукой, возле подлокотника. Непривычно, но очень удобно, рядом – два подстаканника, в которые телефон на зарядке садится, как родной.
В базовой комплектации Leon снабжается шестью подушками безопасности и системой курсовой устойчивости. Такого в базе не даёт больше ни один автомобиль гольф-класса. И кондиционером. В качестве опции можно добавить 2-зонный раздельный климат-контроль, нацеленный на водителя и на пассажира.
И, наконец, заднее сиденье: внешне – спортивная машина для безбашенных, а заднее сиденье – семейный диванчик для перевозки трёх толстяков. Именно на такое их количество указывают три подголовника.
Когда задний диван складывается, машина превращается в один сплошной багажник. Это тоже диссонирует с «гоночной» формой, зато гармонирует с «семейным» содержанием.
Идёт игра
При всей необычности расцветочек кузова, а они у Leon – те ещё, салон ему делают сдержанным, асфальтово-серым. Кто-то говорит – скучно. А кто-то называет пластик дешёвым. Я не знаю, зачем салону весёленький вид и каким должен быть «дорогой пластик». Спокойный серый салон играет ту же роль, что большой багажник и диван: внешность бывает обманчива, всегда надо заглянуть машине в душу.
За дополнительную плату есть игрушки для любителей погорячее. В качестве доппакета идут диоды, которые вечером начинают вкрадчиво светить вверх из-под водительских ног. Считается, что в пути (на скорости) это создаст в машине атмосферу домашнего уюта. Насколько удобно при этом ею рулить – не могу сказать, ездила днём. Подозреваю, что не очень. Ещё, как стемнеет, обшивку дверей вдруг прорезают ярко-красные диодные стрелы. Seat, похоже, помешан на светодиодах.
В Leon немало таких игрушек – красивых, но совершенно бесполезных. Например, есть кнопка Mode, которая якобы позволяет изменить жёсткость управления, а на самом деле – ощущение от звука двигателя. Он действительно становится чуть более резким и визгливым. Это для тех, кому захочется поиграть, будто он не в семейном авто, а в полноценном спорткаре. Радует одно: все эти аттракционы Seat не навязывает комплектами. Не нравится – не играйте.
Поехали!
Seat Leon комплектуется двигателями небольшого объёма – 1.2, 1.4. Максимум – 1.8. В зависимости от настроек, они бывают с мощностью от 86 до 180 лошадиных сил. Перевожу для тех, кому цифры ничего не говорят: маленький объём плюс турбина – меньше жрёт, быстрее бежит. Seat обещает, что в смешанном режиме Leon с самым объёмным движком не будет съедать больше 6 литров на 100 километров. А на светофоре будет «делать» всех. Обещают, что в этом году появится совсем спортивный аппарат с мотором в 265 лошадей.
Впечатлений от поездки по городу как таковой у меня мало. И это, наверное, хорошо. Потому что все новые машины этого класса ездят по городу одинаково, и в этом смысле новые впечатления – не всегда хорошие впечатления.
Дорогу Leon держит безупречно. Подвеска жестковата, но это вообще считается чертой автомобилей VAG, а тут это – ещё и продолжение игры в спортивную машину.
Дилеры любят показывать, как Leon входит в повороты. Действительно: если водитель сошёл с ума или решил метать бисер, он повернёт на 90 градусов – как по рельсам и не снижая скорости.
Есть у Leon ещё одна черта, которая, на мой взгляд, решает вопрос о спортивной игрушке или семейном гнезде: у него отсутствует продольный крен. Проще говоря, при езде даже по нашим дорогам машина не раскачивается «вдоль». Поэтому в салоне не укачивает даже людей с проблемами вестибулярного аппарата. Правда, это я как раз не могла проверить.
Особых слов заслуживает коробка. Если это обычная пяти– или шестиступенчатая механика, то всё понятно. Но для теста мне достался экземпляр с автоматом. На Leon ставят самый оптимальный вид автоматов: умный и надёжный, вполне дуракоустойчивый робот. Но к нему, как к любому автомату – после механики, надо привыкнуть.
Цена вопроса
Как у всякой хорошей вещи, у Leon тоже должны были обнаружиться недостатки. И они это сделали. Недаром про Seat говорят, что это марка, недооцененная потребителями, зато переоцененная продавцами.
В самой минимальной комплектации Classic и с самым маленьким двигателем стоимость испанца перевалит за 600 тысяч. При этом в машине не будет почти ничего, кроме самой машины. По сравнению со Skoda Octavia, которая мало отличается от Leon по сути, это нескромно. Почти столько же требует за себя сам Volkswagen Golf. Правда, братец Audi A3 с аналогичным минимальным комплектом стоит на четверть миллиона дороже.
Сравним с одноклассниками у конкурентов. Из них самый главный – Opel Astra, так считают в самом концерне VAG. Так вот этот конёк стоит около 700 тысяч, имея движок 1.6 на 115 лошадиных сил и очень скупую комплектацию.
Несколько приятных мелочей в Leon, вроде кармашка на спинке задних сидений или солнцезащитного козырька с зеркальцем – и цена взлетает до 750 тысяч. Версия с поясничной подушечкой для водителя обходится почти в миллион. Дальше можно «прикручивать» их любимые светодиоды, кожаную обивку сидений, круиз-контроль – фантазия производителей почти безгранична. Цена растёт прямопропорционально.
Но ведь каждый сам решает, за что платить. Во всяком случае, незамеченной эта трата не останется: Leon – самая заметная на дороге машина в своём классе.
«Водитель Петербурга» благодарит автосалон «Сигма» за предоставленный автомобиль.