Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Телевидение создало две разные России

Телевидение создало две разные России

345
Валентина Свистунова/ ДП

ВЦИОМ опубликовал итоги опроса, посвященного отношению россиян к досрочному освобождению из тюрьмы в рамках амнистии участниц группы Pussi Riot («Пусси Райот») Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой. Результаты оказались любопытными - количество одобряющих такой шаг властей снижается в зависимости от места проживания респондентов: в Москве и Санкт-Петербурге скорее положительно относятся к этому событию, но количество осуждающих амнистию участниц группы стремительно возрастает по мере уменьшения населенных пунктов. Часть специалистов объясняет этот факт особенностями формирования кругозора жителей глубинки

Согласно опросу ВЦИОМ, если в Москве и Санкт-Петербурге скорее положительно относятся к освобождению «девушек-кощунниц» 56 % опрошенных, то в остальных городах-миллионниках таковых уже 37 %, далее — по нисходящей, вплоть до 26 % сельских жителей (в среднем по стране — 33 %).

Соответственно, количество осуждающих амнистию участниц группы возрастает по мере уменьшения населенных пунктов — если в столицах такой точки зрения придерживается 22 % жителей, то в селах - 41 % и 44 % в городах с населением менее 100 тысяч (в среднем по стране — 38 %).

Споры об адекватности воздаяния акционисткам из «Пусси Райот» за их акцию в храме Христа Спасителя так и не увенчались общенациональным консенсусом: с одной стороны их величают чуть ли не совестью нации, другие сокрушаются, что за пляски на амвоне и целого ада мало. Разделение общества по идеологическим принципам понятно и объяснимо, но чем обусловлены различия географические? Часть специалистов объясняет этот факт особенностями формирования кругозора жителей глубинки: роль телевидения здесь огромна, зачастую голубой экран является для жителей малых городов и сельской местности единственным окном в мир и властителем дум.

Игорь Яковенко, культуролог, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ:

- Действительно, существуют две России, - культурологи давно отмечают этот факт. Одна Россия - это города-миллионники, к ним же примыкают крупные города с населением от 300 тысяч человек. Отношение их жителей во многом отличается от России второй — это малые города вместе с селами, население которых тяготеет к традиционному образу жизни, доверяет традиционным средствам массовой коммуникации и считает себя - и во многом является - носителями привычных традиций и моральных ценностей. И их реакция на общественные процессы существенно иная, гораздо более консервативная. И предполагает особое почтение к традиционным институтам.

«Фонтанка» заинтересовалась - а отличаются ли телевизионные предпочтения петербуржцев и остальных россиян? Понятно, что далеко не только и не столько телевидение в современном Петербурге является источником информации для горожан, но раз уж есть «две России», как настаивают культурологи, что смотрят они, включая телевизор?

Специалисты петербургского офиса компании «TNS Россия» http://www.tns-global.ru/ предоставили «Фонтанке» рейтинг самых популярных телевизионных программ 2013 года в Петербурге и в целом по России (аудитория: все, старше 4 лет). Сведения оказались любопытными.

Выяснилось, что у телеаудиторий Санкт-Петербурга и страны разные лидеры: Россия больше всего смотрела новогоднее обращение президента. А у наших земляков на первой строке рейтинга почему то разместился сериал «Нюхач», обошедший Владимира Путина.

Разумеется, многие позиции в обоих списках пересекаются: программа «Время», проекты «Пусть говорят», «Голос», «Один в один!», «Новогодняя ночь на Первом», различные сериалы. Но есть и региональные особенности: если в Петербурге в верхней части рейтинга разместились футбольные трансляции (отборочный турнир чемпионата мира, Лига Европы и Лига чемпионов УЕФА), то в российских весях предпочли бокс (бой за звание чемпиона мира Поветкин — Кличко) и передачи с патриотически-историческим уклоном (военный парад, посвященный 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., «Убить Сталина»), отсутствующие в петербургском списке.

В какой-то степени результаты этого рейтинга подтверждают наличие культурологического конфликта в обществе: те петербуржцы, которые предпочитают общаться с внешним миром посредством телевидения, а не Интернета, скорее проведут время в сериальных и спортивных страстях, жители же остальной России оставляют место в своем свободном времени и для программ с «патриотическим» уклоном, несомненно, отождествляя себя с уверенной силой своей страны, поднимающейся с колен.

Еще на один аспект ситуации обращает внимание известный петербургский психолог Марина Соковнина (Центр разрешения кризисных ситуаций):

- Я предполагаю, что возможны несколько причин психологического характера, по которым городские жители чаще одобряют амнистию участниц панк-группы «Пусси Райот», и вот одна из них. С моей точки зрения, здесь работает тот же механизм, что и в конфликтной ситуации — наблюдатели конфликта идентифицируют себя, как правило, с одной из сторон. И в данном случае жители больших городов чаще идентифицируют себя с участницами панк-группы – в сравнении, конечно, с сельскими жителями. А значит, «примеряют» их ситуацию на себя и, исходя из этой примерки, дают оценку и наказанию, и помилованию. Почему так происходит? У городских жителей больше протестных чувств, но и больше страха выразить этот протест и быть за него наказанным. Для сельских жителей такая ситуация менее актуальна: их жизнь спокойнее, они имеют больше личного пространства, в то время как психологические границы городского жителя постоянно нарушаются – в общественном транспорте, в маленьких и густонаселенных квартирах, в учебных заведениях, в очередях, где тебе дышат в спину. В то же время социальные нормы поведения требуют учтивости, а городская скученность подразумевает большее, чем в селе, количество правил, регулирующих поведение.

Таким образом, говорят эксперты, недавний опрос ВЦИОМ демонстрирует нам два аспекта, обуславливающих несовпадение мнений «городского» и «деревенского» общества. Первая граница разделяет нас в социокультурной плоскости: в столицах и на периферии взгляды на жизнь формируются по-разному. Во-вторых, уровень скрытой агрессии гораздо выше в городах, вынужденно подавляемый гнев накапливается и направлен в сторону тех, кому мы «приписываем» ответственность за то, что происходит с нами в жизни. Именно поэтому Петербург больше поддерживает бунтарок из «Пусси Райот» («хоть они им все высказали!»), чем жители среднестатистического малого городка или села, недовольные амнистией: они не кровожадны — просто предпочитают доброй ссоре худой мир в обществе.

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях