В Петербург из Мурманска идет самый большой в мире атомный ледокол «50 лет Победы», который Росморпорт арендовал у Росатома примерно за 300 млн рублей. Зачем он нужен Северной столице, никто не знает. Толщина льда не превышает 30 см, собственные ледоколы Росморпорта работают очень мало, а некоторые — стоят. Источники «Фонтанки» объясняют происходящее традиционным снижением объема заказов Атомфлота в зимний период, которое пытаются компенсировать подобным образом.
На прошлой неделе, 31 января, из Мурманска в Петербург вышел атомный ледокол «50 лет Победы». Самый крупный в мире ледокол водоизмещением 25 тыс. тонн и мощностью 75 тыс. лошадиных сил был построен в 2007 году на Балтийском заводе. С тех пор он приписан к ФГУП «Атомфлот» госкорпорации Росатом, которое расположено в Мурманске.
В Петербург ледокол направляется с целью обеспечить «безопасную проводку крупнотоннажных судов», которые пойдут в Большой порт Санкт-Петербурга, порты Приморск, Высоцк и Усть-Луга. Сейчас «50 лет Победы» находится в Северном море к югу от Норвегии. Его прибытие в Финский залив, в зависимости от погодных условий, ожидается 6 - 7 февраля.
Договор о работе ледокола в районе Петербурга заключен между Атомфлотом и подведомственным Министерству транспорта ФГУП «Росморпорт». Судя по практике предыдущих лет, судно будет работать около 100 дней, стоимость его аренды за этот период составляет более 300 млн рублей (в ценах 2012 года), то есть около 100 млн в месяц, или 3,3 млн в день.
Привлечение Росморпортом дорогостоящего судна иной госструктуры выглядит несколько странным, если учесть, что некоторые росморпортовские ледоколы, расположенные в Петербурге, простаивают. Всего в городе и области 14 ледоколов Росморпорта, из которых этой зимой не работают три. Часть времени стоят и те ледоколы, которые должны вести деятельность, в связи с небольшим объемом работы.
По официальным данным на 4 февраля, устранением льда на фарватере Санкт-Петербургского морского канала занимаются ледоколы «Семен Дежнев», «Юрий Лисянский», «Мудьюг», «Иван Крузенштерн». На подходах к Большому порту — «Капитан Николаев», «Кару», к Выборгу и Высоцку — «Капитан Измайлов», «Санкт-Петербург», к Приморску — «Москва», в Усть-Луге — «Капитан Зарубин», «Капитан Плахин».
Ледокол «Капитан Сорокин» стоит наготове, а «Ермак» и «Тор» находятся в резерве.
Как говорят собеседники «Фонтанки» в Росморпорте, ледоколы работают мало, многие суда сами проходят тонкий лед. Помощь в основном требуется судам с бронзовыми винтами, так как судовладельцы опасаются их повредить. В результате у пирса Морского канала стоит пришвартованный «Юрий Лисянский». «Мудьюг» остается на якоре в Угольной гавани. «Легкая навигация», — говорят собеседники.
Простой ряда ледоколов объясняется и другими причинами: «Тор» слишком дорог в эксплуатации, так как работает только на дизельном топливе. А «Ермак» уже старый, его спустили на воду в 1974 году.
Чтобы понять всю полноту необходимости в крупнейшем в мире атомном ледоколе, достаточно взглянуть на ледовую обстановку. Толщина льда между Петербургом и долготой маяка Толбухин (находится на искусственном островке западнее Кронштадта) не превышает 20 - 30 см. Западнее, в Финском заливе, «преимущественно чисто».
В Выборгском заливе и в районе порта Высоцк — лед толщиной 25 - 35 см, на подходах — сплошной дрейфующий лед 15 - 30 см. В проливе Бьеркезунд у Приморска — лед 15 - 25 см. В Лужской губе, у порта Усть-Луга, тонкий лед вдоль берега. Причем во всех случаях, кроме дрейфующего льда, речь идет о припае — разновидности неподвижного льда, который образуется в основном вдоль берегов.
Собеседники в Росморпорте недоумевают: для чего Петербургу потребовалось привлечение ледокола из Мурманска, если льда почти нет, а собственные ледоколы не работают? Есть опасение, что аренда «50 лет Победы», как и в 2013 году, приведет к понижению зарплат членов их экипажей.
Эти вопросы «Фонтанка» направила в Росморпорт и Атомфлот, однако пока они остаются без ответа.
Начало плодотворному сотрудничеству между Росморпортом и Атомфлотом было положено 2011 году, когда у порта Приморск застряли танкеры с нефтью. Впервые Атомфлот направил к нам на помощь атомный ледокол «Вайгач».
С тех пор единичный пример такого сотрудничества стал традицией. Некоторые собеседники в Росморпорта склонны рассматривать его на фоне того, что у Атомфлота летом традиционно снижается объем заказов, поэтому он пытается пристроить свои ледоколы любым способом. Зимой атомные ледоколы всегда загружены работой на Северном морском пути, поскольку по нему в это время года идет большой поток грузовых судов. Атомфлот на этот период выставляет даже более высокие тарифы.
По словам наших собеседников, в результате соответствующих договоренностей контракты на привлечение в Петербург атомных ледоколов ежегодно заключают летом, на ближайшую зиму, невзирая ни на какие погодные прогнозы.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»