Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Не входить - работают профессионалы

Не входить - работают профессионалы

377
Источник:

В первый день действия "антиэкстремистских" поправок в законодательство о досудебной блокировке сайтов Роскомнадзор применил закон 4 раза. Одним из "пострадавших" 1 февраля стал Livejournal. Другие 3 сайта, менее известные, ведомство не называет, чтобы, как объяснил его глава Александр Жаров, не делать им рекламы. Эксперты считают, что в будущем применение этого закона может вызвать блокировку любого сайта с информацией о протесте, а заодно - повышение компьютерной грамотности населения.

Поправки к Закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" были, напомним, приняты Государственной думой во всех трёх чтениях и одобрены Советом Федерации через месяц после того, как на Украине начался "евромайдан". К прежним основаниям для блокировки сайтов (за детскую порнографию, призывы к суицидам и ссылки на пиратское видео) добавились новые: за "призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка".

Закон предполагает, что Генеральная прокуратура в ходе мониторинга Интернета, а также - по сигналам от госорганов и от граждан, обнаруживает такие призывы, уведомляет об этом Роскомнадзор, а тот запускает процедуру блокировки в сроки, которые в тексте определены словом "незамедлительно".

В прессе возникла тревога, что сайты станут блокировать просто за информацию об акциях протеста. Ещё больше заволновались соцсети, в которых пользователи любят рассказывать друг другу о будущих митингах. В интервью "Газете.ру" глава Роскомнадзора Александр Жаров постарался всех успокоить.

- Генпрокуратура и другие правоохранительные органы занимаются этой проблематикой не первый год, и я уверен, что у них есть грамотные профессионалы, которые смогут отличить призывы к массовым беспорядкам от пустой болтовни, - заявил Жаров.

Но дело-то в том, что понятие "призывы" в законе не расшифровано. Что именно считать призывами - это отдано исключительно в ведение "грамотных профессионалов" из числа прокурорских работников.

Тамара Морщакова, судья Конституционного суда в отставке, считает такие "широкие" формулировки недопустимыми в законах, предусматривающих какое бы то ни было наказание, в том числе - блокировку сайта, которую она в этом случае приравнивает к штрафным санкциям.

- Норма неопределённая, она открывает возможности для произвола - какие угодно, - объяснила "Фонтанке" Тамара Морщакова. - У нас очень многие законы сформулированы именно так.

С юристом согласен блогер Антон Носик.

- Давайте назовём вещи своими именами: мы не знаем, какими критериями будет руководствоваться прокуратура, - заметил он в разговоре с "Фонтанкой". - Это не прописано в законе, по этому поводу нет разъяснений от прокуратуры.

Закон "о компьютерной грамотности"

В первый день действия закона прокуратура добилась блокировки четырёх сайтов. И можно было бы понять, по каким принципам она будет действовать дальше. Но ситуация с "призывами", по словам Антона Носика, не прояснилась.

- Речь идёт о четырёх ресурсах, три из которых вообще не содержат призывов куда-то выходить и где-то собираться, это просто какие-то демотиваторы и фотожабы 3-летней давности, - отмечает он. - Четвёртый содержит призыв где-то собираться, но это "где-то" - на "евромайдане" в Киеве.

Из тех страниц, которые привели к блокировке первые сайты, только одна оказалась достаточно свежей - от 29 января 2014 года. Как можно догадаться - та, что про "евромайдан". Три других были датированы октябрём 2010 года и ноябрём 2011-го. Висели "фотожабы" спокойно - ждали нашего нового закона.

Если прокуратура и дальше пойдёт по таким же ресурсам, то предполагаемые организаторы протеста, считает Антон Носик, могут расслабиться: подобных страничек, по его мнению, в Интернете - несколько тысяч. При желании с ними можно бороться долго, прежде чем руки дойдут до "призывов". Но прокуратура, по мнению блогера, бороться с ними не собиралась и не собирается.

- Это было показательное выступление, - считает Носик. - Проверка: как это функционирует, сколько часов занимает, одинакова ли скорость блокировки в разных доменах. Это была проба, которая не позволяет ничего сказать о существе.

Если прокуратура начнёт применять закон ко всем подряд, то с точки зрения что борьбы с экстремизмом, что удушения протеста как такового это будет, по мнению блогера, бессмысленно. Зато приведёт к повышению компьютерной грамотности населения.

- В законе речь идёт об ограничении доступа к сайту на территории Российской Федерации, - объясняет Антон Носик. - Если его начнут применять таким способом, как мы опасаемся, то пользователям в России придётся осваивать способы обхода блокировки. Вот и всё. Эта блокировка обходится очень просто, на счёт "раз". С помощью одной кнопки.

Теория и практика

Теоретически, по словам журналиста Сергея Пархоменко, блокировка не грозит ресурсам, призывающим идти на легальные акции. И если все будут следовать закону, то информацию о таких акциях можно будет размещать, не дожидаясь, когда власти их согласуют.

- С того момента, когда заявка подана и зарегистрирована, вы можете сообщать о том, что мероприятие состоится, - объясняет он "Фонтанке". - К тому же если вы - организатор мероприятия, то вы отвечаете за то, чтобы не вводить людей в заблуждение относительно места, где оно состоится, или времени, когда оно состоится. Если эти решения меняются, то вы обязаны поставить в известность потенциальных участников.

Другое дело, напоминает Пархоменко, что для мирного протеста, если по Конституции, вообще не требуется разрешений, акции носят уведомительный характер, но этот закон, по его словам, уже не действует.

- Мы находимся в поле произвола, - считает он. - Никакого закона в этой области не существует, а есть произвол чиновников. Они что хотят - открывают, что хотят - закрывают, что хотят - разрешают, что хотят - запрещают. Они чувствуют себя свободными. Они никаким законом не ограничены, и всё это бессмысленно обсуждать.

Так же бессмысленно, по его мнению, сегодня прогнозировать, как прокуратура станет применять закон в новом виде и по каким критериям начнёт блокировать сайты.

- Неизвестным нам профессионалам отдают право выносить без суда решения по этому поводу, - напоминает он слова главы Роскомнадзора. - Ну что мы с вами будем обсуждать, что можно, а что нельзя? Что захотят - то будет можно. Что не захотят - то будет нельзя.

Главный редактор "Ежедневного журнала" Александр Рыклин не только возглавляет издание, над которым, как над многими, завис дамоклов меч, он ещё и входит в Комитет протестных действий и участвовал в организации многих митингов. В частности - последнего, в минувшее воскресенье, в защиту обвиняемых по "болотному" делу. Этот митинг был согласован и призывали на него до вступления в силу новых поправок. Но в будущем, не исключает Александр Рыклин, и его издание, и любое другое может столкнуться с проблемами, даже просто сообщив о таком мероприятии. Потому что неизвестно, как сообщение интерпретируют чиновники.

- Я всегда от них ожидаю интерпретации в худшую сторону - и редко ошибаюсь, - констатирует Рыклин. - Мы это в редакции обсуждали сегодня. Ну, как к этому подготовишься? Что, не сообщать никому никогда ни о чём? Это противоречит моим журналистским принципам, никогда мы так не делали. То, что законом будут манипулировать и разворачивать его в ту сторону, какая им выгодна, это более или менее очевидно.

Тем не менее он рассчитывает на "какой-то здравый смысл" в поступках тех, кто станет применять новые поправки.

- Такая вещь, как митинг, или любая массовая акция в центре Москвы - это общественно значимое событие, - подчёркивает он. - Странно было бы, если б СМИ игнорировали его. Если на сайте стоит баннер "Приходите тогда-то туда-то" - это одна история. А если СМИ сообщает, что подана заявка, идёт согласование - так это информирование населения, это не призыв. По крайней мере, я это так понимаю.

Законы Лугового

Поправки к Закону "Об информации" стали называть "Законом Лугового" - по имени их инициатора, депутата Госдумы Андрея Лугового. Его имя, напомним, стало известно после отравления Александра Литвиненко в Великобритании, англичане подозревали в убийстве Лугового, он уехал в Россию и был избран в парламент от партии ЛДПР. В настоящее время работает заместителем председателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, а также заседает в комиссии по расходам на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Всего за время пребывания в Госдуме Андрей Луговой инициировал 18 законопроектов. В наступившем году он продолжил акцентировать внимание на борьбе с терроризмом и Интернетом. Один из предложенных им (с соавторами) законопроектов касается пропаганды терроризма, которую он предлагает считать отягчающим обстоятельством, при этом терроризмом, по версии авторов, надо считать действия, направленные на дестабилизацию органов государственной власти и местного самоуправления.

Другим проектом, внесённым в Думу, депутат Луговой и его соавторы хотят обязать все юридические и физические лица, которые организуют обмен информацией между пользователями Интернета, сначала ставить в известность "уполномоченный орган". А всю переданную информацию такие юр- и физлица должны хранить в течение полугода и предоставлять "государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность".

Третий предложенный при участии Лугового законопроект касается ограничения так называемых неперсонифицированных платежей в Интернете. Тоже - ради борьбы с терроризмом.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях