У счастливых обладателей автомобилей, неудачно припарковавшихся в районе площади Островского, в понедельник, 27 января, был продленный рабочий день. Пока Владимир Путин наслаждался премьерой балета «Реквием» Бориса Эйфмана в Александринском театре, автовладельцы по несколько часов бродили по 14-градусному морозу в поисках своих машин. Не могли помочь им в поиске даже сотрудники ГИБДД.
Утром 27 января сотрудники ГИБДД начали эвакуировать автомобили, припаркованные на площади Островского, улице Зодчего Росси и площади Ломоносова. Поводом для зачистки послужил приезд президента РФ Владимира Путина в Александринский театр на премьеру балета «Реквием», посвященную освобождению Ленинграда.
Счастливые обладатели автомобилей так и не узнали бы об этом общественно важном мероприятии, если бы вечером, после работы, им не пришлось потратить несколько часов на поиски своей машины. Из крупных организаций на площади Островского и в ее окрестностях расположены жилищный комитет, КГА, КГИОП, петербургский Госстройнадзор, ГУИОН и офис ОЖД. В обычное время в этих местах стоят несколько сотен машин.
Сотрудники правоохранительных органов в этот день ярко продемонстрировали свое отношение к автовладельцам. Дело в том, что некоторые из них не могли найти машину даже там, куда указывали сами сотрудники ГИБДД. Одному из водителей, который в начале седьмого собрался домой, было указано на четную сторону набережной Фонтанки, на юго-запад от моста Ломоносова. Совершив променад по 14-градусному морозу до Московского проспекта и обратно по набережной, он машину не обнаружил.
Служба 004 молчала, поскольку обладает сведениями только о «штрафных» эвакуированных. Единственное, что оставалось, искать автомобиль на соседних улицах, но для этого нужна была еще одна машина. Такая машина была у коллеги хватившегося пропажи автовладельца, однако он, наряду еще с десятком водителей, стоял в очереди на выезд со двора на Зодчего Росси. Глава государства задерживался, сотрудники ГИБДД никого не выпускали.
В результате автомобилисту пришлось прибегнуть к помощи знакомых из соответствующих органов, и только после этого через несколько часов ему удалось найти машину. Она оказалась в середине улицы Марата, за 2,5 км от указанного места на Фонтанке.
Сотрудники ОГИБДД Центрального района корреспондента «Фонтанки» с просьбой объяснить происходившее послали в пресс-службу УГИБДД. Там в настоящий момент готовят свои комментарии.
Заботу правоохранителей о гражданах высоко оценил зампредседателя общественного совета ГУ МВД по СПб и ЛО Андрей Константинов. «Не сомневаюсь, что безопасность национального лидера надо обеспечивать, но хотелось бы, чтобы этим занимались, во-первых, профессионалы, а во-вторых, нормальные, воспитанные люди. То, что произошло вчера, к безопасности, с моей точки зрения, отношения не имеет, а больше похоже на явление, которое именуется «ментовское жлобство и поросячий непрофессионализм», — сказал он.
«Такого рода действия совершают люди равнодушные, циничные, черствые и попросту жлобы. А если они работают в правоохранительных органах, это угроза не только тем, кто паркует автомобили, но и самому товарищу лидеру. Остается поздравить всех нас и национального главу. Видимо, он считает, что с такими красавцами он в безопасности. Но мне кажется, что он ошибается», — отметил Константинов.
Равнодушный подход к эвакуации может привести к неприятным последствиям, которые будут заключать в себе серьезный правовой момент, говорит зампредседателя общественного совета ГУ МВД по СПб и ЛО Александр Холодов.
«Что, если после эвакуации автомобиль угонят? — говорит он. — С одной стороны, его угнали не сотрудники полиции, с другой — угонщик не стал бы красть машину с того места, где она стояла до эвакуации».
Кроме того, многие эвакуированные автомобили ставят навстречу движению. В большинстве случаев сотрудники ГИБДД не штрафуют водителей, которые даже у них на глазах разворачиваются. «А что, если водитель нашел машину только через несколько дней и сотрудники полиции уже и не помнят, что и как они ставили?» — говорит Холодов.
В идеале на федеральном уровне было бы неплохо законодательно описать случаи перемещения машин в целях государственной безопасности, говорит он. Бесплатная эвакуация на спецстоянку, бесплатное хранение автомобилей. «Потому что сейчас при всем желании законность действий сотрудников полиции я оценить не могу. Все приказы ФСО только для служебного пользования», — отметил он.