Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни Ребенок-юла: как жить с гиперактивным?

Ребенок-юла: как жить с гиперактивным?

21 953
Источник:

СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности, в последние десятилетия стал чуть ли не модным. А пока в научном мире спорят о том, как этот синдром правильно распознать и лечить, проблема растет в геометрической прогрессии – все больше и больше детей страдают нарушениями концентрации внимания.

Страдающие непоседы

5-летний Ваня – классический пример ребенка с СДВГ. Про таких говорят: не ребенок, а юла. У него тысяча дел в минуту – настолько подвижный, что не может усидеть на одном месте и на чем-то сосредоточить свое внимание. «Я люблю внука, но когда его привозят на все лето, каникулы превращаются в кошмар, - делится бабушка мальчика Тамара Николаевна, сельская учительница. – За ним только глаз да глаз! Двоих детей вырастила, в школе работаю уже больше 30 лет, но с этим сорванцом управиться не могу. Тихие занятия он не признает – ни чтение, ни рисование, ни машинки, неинтересно ему, начинает кричать, беситься. Вот и бегаем весь день по деревне. Однажды пошли по делам в контору – через две минуты рев: “Бабушка, я не могу так долго ждать!” Может с возрастом станет спокойнее».

Сначала Ваня, как говорят его родители, был обычным ребенком, только капризничал иногда. На время нашли решение проблем – включали компьютер, но игра мальчику быстро наскучила. Затем появились проблемы со сном: каждый раз закатывал истерики, его раздражал любой звук. В детском саду – тоже проблемы: бил детей без причины, постоянно стоял в углу, хулиганил. После нервных приступов мальчика повели к врачу, который определил, что наблюдаются признаки дефицита внимания, и прописал курс лекарств. «Как он будет в школе учиться? - переживает мать ребенка Елена Кузнецова. – Хотим его в кадетскую школу отдать, если пройдет отбор. Может, это его хоть как-то дисциплинирует».

Но родители Вани в своей проблеме не одиноки – приблизительно каждый 20-й человек имеет подобную симптоматику. Дефицит внимания может быть не только у детей, но и у взрослых, у людей разных профессий - от рабочих до президентов компаний.

«Помойный диагноз»

«Особенность СДВГ в том, что в его основе выделяют минимальную мозговую дисфункцию. Как говорят в медицине, это «помойный диагноз», - объясняет Роман Демьянчук, кандидат психологических наук, проректор по инновационной деятельности, заведующий кафедрой клинической психологии Института специальной педагогики и психологии. – Все, что происходит с ребенком непонятного, что мы не можем описать, квалифицировать, принято валить на нее. Например, рождается ребенок с диагнозом «перинатальная энцефалопатия». Малыш не может с ним оставаться бесконечно, но и снять диагноз невозможно, потому что не очень понятно – здоров ли он. И автоматически этот диагноз заменяется на минимальную мозговую дисфункцию. Но прямая связь между СДВГ и ММД отсутствует, потому что последняя может лежать в основе и умственной отсталости, и задержки психического развития. Усложняет ситуацию то, что СДВГ сопутствует часто какому-либо другому диагнозу. Эта каша, которая образуется, нам очень мешает, чтобы разобраться – где механизм, а где его последствие».

Дефицит внимания и гиперактивности – это термин, который обозначает недостаточность механизмов внимания и тормозящего контроля в структурах головного мозга. Это лихорадочное, неконтролируемое активное поведение. Нарушения есть и во внешнем, и во внутреннем поведении – в принятии решений, в переработке информации, во взаимодействии между разными мозговыми отделами. Другими словами, ребенок не может вовремя остановиться, поэтому появляется импульсивность. А из-за этого нет концентрации внимания в нужное время в нужном месте. Эта импульсивность заставляет говорить что-либо, не подумав. Такие дети выпаливают ответ, не дослушав вопроса, говорят первое, что приходит в голову. И делают это не специально, просто их мозг работает очень быстро.

Как говорит педагог-психолог Демьянчук, нужно четко понимать, что гиперактивность бывает разная. Психологи лишь определяют вероятность наличия у ребенка подобного синдрома и отправляют его к докторам, которые уже формулируют диагноз. Иногда специалисты видят признаки гиперактивного расстройства, но не факт, что это именно оно. Ребенок может быть просто беспокойным, или социально дезадаптированным, невротизированным - можно до бесконечности перечислять состояния, с которым СДВГ на самом деле идентифицируют. Если не проводить дифференциацию, то психологи оказываются в глупейшей ситуации, когда помощь оказывается ребенку неизвестно от чего, вместо того, чтобы разбираться с изначальной причиной.

Есть, конечно, приемы и техники, которые могут ребенку помочь, но формального основания для какой-то специфической работы с такими детьми нет. В Эстонии, к примеру, ребенок с диагнозом СДВГ попадает в школу со специальными классами по 5 человек. Там особое штатное расписание, программа, система сопровождения. В России пока нет таких возможностей, поэтому часто эти дети рассеяны по всей коррекционке и по всей массовой школе.

«Что интересно: частота встречаемости подобного синдрома у мальчиков выше, и во всей коррекционке мальчиков больше. Тут два очень простеньких механизма, и первый – это набор хромосом. Женские хромосомы, два икса, обозначают устойчивость, - рассказывает Роман Демьянчук. - Если женщина будет неустойчива, то ничего и не будет: детей не будет, наследственности не будет, семьи не будет. Второй - биологический механизм, который выявили американцы, неустойчивость формирования мозговых систем у мальчиков, то есть, мозг мальчика более подвержен любым негативным влияниям. Если взять норматив развития ребенка, то в него с большей вероятностью уложится девочка, с меньшей вероятностью – мальчик. Он обязательно на каких-то этапах из него вылезет».

Исследования показывают, что на разных возрастных этапах развития мальчики и девочки существенно друг от друга отличаются. Начинают они совпадать в динамике развития примерно после 20 лет.

Откуда берется синдром?

Развитие гиперактивного расстройства у детей провоцируют три фактора. Первый – генетический, наследственный. Большинство детей рождается с этим. Вот, например, заходит в комнату неопределенного возраста мужчина, юркий, эмоциональный, живой. И рядом с ним будет точно такой же ребенок! Второй фактор – перинатальный период развития. Недоношенность, поздние токсикозы, трудности родов, медикаментозная интоксикация, гормональные нарушения у матери, стрессы во время беременности – все это может оказать влияние на формирование головного мозга и развитие СДВГ. Наконец, третий фактор – психосоциальный. Если какой-то орган не нагружать – он разрушается. Если на мозг не действуют никакие развивающие факторы, мозг не развивается. У ребенка с СДВГ не вполне правильное строение нейронных сетей.

«Представьте, приходит ваш начальник, который вечно пьян, - объясняет Демьянчук, - мычит что-то бессвязное. А рядом стоит помощник, который переводит с директорского на русский какие-то отдельные приказы. Вот так у ребенка с СДВГ работают мозги, потому что его «гендиректор» всегда немножко невменяем».

Такой ребенок бывает зол, раздражителен, депрессивен, неадекватен в восприятии эмоциональных стимулов, иметь стойко пониженное настроение. И это объясняет, почему дети с СДВГ с ранних лет расположены к применению психоактивных веществ, которые повышают уровень эндорфинов. Приняли – лучше стало.

У гиперактивных детей внимание рассеянное. Если его сравнить с фонариком, то ребенок сосредоточивается не на том, на чем надо, а на том, куда свет попал. Спутники СДВГ – тики: у кого-то бровь дергается, у кого-то веко, левая грудь или правое бедро. Помните описание встречи Наполеона и царя Александра в «Войне и мире»? Когда у Наполеона начало дергаться левое бедро, все его помощники испугались и убежали. Они знали, что лучше ему под руку не попадать – сорвет башню. Подобная реакция и у гиперактивных детей. Кроме того, им быстро надоедает сидение на одном месте, им трудно быть спокойными. И их еще постоянно одергивают родители и учителя: «Сколько раз повторять, чтобы ты успокоился? Почему ты не можешь посидеть пять минут?». А ведь он и вправду не может!

Гиперактивных детей часто мучают головные боли, практически захватывают всю голову, давят, поэтому такие дети часто метеочувствительны. У них большое количество разнообразных вегетативных проявлений, например потливость: то они красные, то белые, то у них голова кружится, то в обморок падают от эмоционального напряжения, от неверно сказанного слова, не того взгляда. Плюс ко всему – заикание, нарушение формирования школьных навыков. И это не потому, что они неумные. Даже при высоком интеллекте ребенок будет испытывать те или иные затруднения в учебном процессе: невнимательно слушает учителя, застревает на каком-то задании, теряет мысли, забывает, над чем работал, отвлекается, мечтает. Такие дети забывают дома тетрадки, учебники. Делают много небрежных ошибок в классной работе, потому что нетерпеливы. При этом такой ребенок очень часто понимает, что слегка неадекватен. Более того, он раскаивается в этом, потому что до 11 лет дети еще не умеют винить во всем окружающих.

Диагноз – не приговор (советы для родителей)

1). Ставьте адекватные задачи. СДВГ – это биологическая особенность, а не болезнь. Люди с этим синдромом так же здоровы, как и остальные. Родителям детей с СДВГ очень четко необходимо понимать, что гиперактивность устранять не нужно - надо нивелировать ее проявления. Если у ребенка нарушения зрения, то никто не пытается вырастить новые зрительные нервы – его просто учат жить с этим. Если у ребенка умственная отсталость, то не надо стремиться «делать из него нормального» – нужно опять-таки научить его жить с тем, что ему досталось. Научить пользоваться тем спектром возможностей, которые у него есть. Родители этого не понимают, потому что желания у них чаще всего нереалистичные. Они свято верят, что даже при умеренной умственной отсталости, если года два-три поработать с ребенком как следует, то можно потом пойти даже в гимназию. Сами дети намного адекватнее относятся к своему положению. «Я долгое время работал директором школы для детей с задержкой развития и встретил как-то свою выпускницу, - рассказывает педагог-психолог Демьянчук. - После школы она поступила в гостиничный колледж. Спросил про ее дела и узнал, что учиться очень тяжело. Она отчетливо понимает, что не хватает знаний, не может она быть успешной наравне с другими студентами. Девочка решила получить диплом, но работать в этой сфере не хочет. Непонятны, говорит, элементы, связанные с администрированием, бухгалтерией. А вот флористика – самое то, любит возиться с цветами. Вот это и есть адекватные ожидания. А у родителей этих адекватных ожиданий нет. Они считают, что из детей с СДВГ можно сделать даже президента России. Зря так думают».

2). Наблюдайте за своим ребенком. Проявления синдрома распознаются рано – в 3-4 года. Это чрезмерная чувствительность к раздражителям - громкий плач, нарушение сна, невропатический синдром. Если родители видят это, необходимо наблюдать за ребенком и идти на медицинскую диагностику. Когда ребенок подрастает, эта симптоматика обрастает другими проявлениями: ребенок с трудом выдерживает уроки, у него может быть неуклюжесть в походке, при этом он суетлив. Сюда же прибавляется трудность что-то делать руками, опять-таки не потому, что его не научили, – ему реально трудно. У него проблемы со шнурованием, с застегиванием, с рисованием, лепкой. Это не значит, что нужно от этого отказываться – наоборот, тщательно развивать.

3). Общайтесь со своими детьми. У детей с СДВГ часто возникают проблемы со взаимодействием с родителями, поэтому необходимо отрабатывать навыки общения со старшими. Все шаблоны поведения усваиваются через наблюдение, через сюжетно-ролевую игру. Дети – это отражение родителей. Если дети ни с кем не общаются, то родители могут придумать этому любое объяснение и найти патологию. Основная ошибка здесь – недостаток внимания и твердости воспитания. Смотрите, среднестатистический родитель тратит на общение с детьми около 10 минут в день: «Доброе утро! Есть будешь? Портфель собрал? Как дела в школе? Кровать застели!». Это вряд ли способствует комплексному развитию и уж тем более отработке конкретных шаблонов. А потом родители удивляются, почему дети с ними не разговаривают, а больше общаются со сверстниками, болтают часами по телефону. Кроме того, часто родитель, жалея ребенка и себя, занимает попустительскую позицию – не помогает ребенку в принятии решений. Например, ему не хочется ждать, пока сын будет полчаса завязывать шнурки – он делает это за ребенка, а в следующий раз просто покупает ботинки на липучке. А спустя время злится, когда сын отказывается вынести мусор. А ведь ребенка элементарно не научили этому.

4). Показывайте, а не объясняйте. Как можно использовать неумение ребенка сосредоточить внимание на чем-либо? Оказывается, такие дети все-таки могут концентрировать внимание и удерживать его около 20 минут, но на чем-то сверхинтересном. Далее идет разряд, и ребенок выключается из процесса. Представим ситуацию, когда ребенок пришел с перемены – он выбросил все лишнее, сосредоточен и готов к труду и обороне. Но его ждет вводная часть урока. Как только она закончилась, закончился и его мозговой потенциал. Учитель предлагает сделать упражнения, а школьник сидит и ворон считает. А ведь можно построить весь учебный материал именно на том, что действительно будет интересно и необходимо такому ребенку. Материал должен быть понятный, законченный. Далее, важно понять, что детям с СДВГ бесполезно что-то объяснять – им надо показывать. Чем больше наглядности, тем ему понятнее.

5). Развивайте умение планировать. Ребенок с СДВГ способен к совершенно невероятному прогнозированию. Таким примером был Уинстон Черчилль, который страдал СДВГ: его выгнали из армии, ему мешали делать политическую карьеру, он провалил все выборы на свете, он продержался один-единственный срок на должности премьер-министра. Но за все это время он был единственным человеком, который умудрился вытащить Великобританию из Второй мировой войны. Страна сохранила целостность, и экономику, и человеческий потенциал. А помогла Черчиллю эта способность непонятного прозрения – он тонко чувствовал, с кем разговаривать и не разговаривать, как себя вести. И если уловить в ребенке эту способность, то можно научить его, как регулировать свою деятельность.

6). Придерживайтесь позитивной модели общения. Дети с синдромом дефицита внимания страдают заниженной самооценкой, у них развита повышенная тревожность. И здесь поможет положительная мотивация успеха. В России ее понимают превратно. Всем кажется, что успешный ребенок – этот тот, кто выигрывает олимпиады, пишет ЕГЭ на высшие баллы. А ведь успех – это все, чего человек добился, даже если это очень мало, даже если несоизмеримо с успехами других. Соответственно, эти усилия должны поощряться при достижении цели. Не ругать его, а поощрять и контролировать: добился ли он сегодня чего-либо или нет, что ему помешало? Не надо заострять внимание на неудаче, обратите внимание на его попытки чего-то достичь.

7). Четко ставьте задачи. Должна быть цель – ребенок должен четко понимать, что от него требуют. Потому что в хаосе его хаосная голова сориентироваться не может, не способна найти порядок в беспорядке. Этот порядок надо ему создать. Не рекомендуется также давать ребенку несколько поручений одновременно, он отвлечется и не выполнит ни одного. Старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок, избегайте длинных формулировок. Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Контролируйте временные рамки. Вам необходимо следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

8). Отработайте навыки управления гневом. Важна коррекция негативных форм поведения с помощью логопедической работы. Отработать навыки можно только, если родители сами не будут реагировать на действия ребенка подобным образом – не будут кричать, обзывать, ругать. Любой ребенок развивается, подражая значимым взрослым – родителям и учителям. Необходимо корректно формулировать запреты – забыть слово «нет». Если вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните, в чем причина этого, и предложите альтернативы. Определите рамки и критерии поведения. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

9). Создайте хобби для ребенка. Малышу будет полезны увлечения – они позволят ему расходовать избыточную энергию. Создайте ему комфортные условия, чтобы ничто не отвлекало от занятий – организуйте ему уголок, убрав лишние предметы, фотографии, плакаты.

10). Успокаивайте ребенка при перевозбуждении. Нужно сменить обстановку на более спокойную. Эффективен в этом случае физический контакт – погладьте его по голове, дайте попить воды. Хорошим средством для лечения гиперактивности считают принятие успокоительной ванны перед сном. Кроме того, можно почитать сказку, сделать массаж - это поможет ему заснуть.

Отчаиваться родителям детей с дефицитом внимания не стоит. Если человек умеет справляться со своей гиперактивностью, то она не будет особо мешать ему в жизни. Большинство людей с СДВГ – очень дружелюбные, умные и творческие. Они способны думать о новых и захватывающих идеях, изобретать. Многие из них очень быстро думают, у них хорошо развито чувство юмора, они пользуются любовью окружающих, легко приобретают друзей.

Люди, у которых были признаки СДВГ:

Томас Эдисон – изобретатель лампочки, Александр Македонский – завоеватель, Людвиг Ван Бетховен – композитор, Леонардо да Винчи – художник и изобретатель, Уолт Дисней – мультипликатор, Альберт Энштейн – математик и физик, Генри Форд – основатель автомобильной компании, Винсент Ван Гог – живописец, Эрнест Хемингуэй – писатель, Вольфганг Амадей Моцарт – композитор, Пабло Пикассо – художник, Эдгар Аллан По – писатель, Наполеон Бонапарт – император, Уинстон Черчилль – премьер-министр Великобритании.

Наталья Павлушкина, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях