На пятом судебном заседании в рамках уголовного дела в отношении легендарного петербургского рейдера Владимира Барсукова, а также известных в деловых кругах бизнесменов из его окружения Вячеслава Дрокова, Александра Меркулова и Александра Корпушова случилось неожиданное: Александр Меркулов вдруг решил дать показания (о чем его никто не просил), и эти показания оказались весьма неприятными для защитников Владимира Барсукова.
Как рассказал «Фонтанке» один из участников процесса, Меркулов проявил инициативу после того, как свидетельские показания дал известный петербургский рейдер и вечный свидетель обвинения по всем делам, в которых фигурирует Владимир Барсуков – Альберт Старостин. Старостин сообщил суду о том, что был свидетелем того, как Вячеслав Дроков передал Александру Меркулову деньги за организацию покушения на фактического владельца «Петербургского нефтяного терминала» Сергея Васильева. В общем, сказал именно то, чего ожидало обвинение и чего ожидали от него все. После этого и попросил слова Меркулов, который, по словам нашего источника, удивил как защитников Барсукова, так и гособвинителя.
С одной стороны, Александр Меркулов категорически заявил: он никаких денег от Дрокова не получал, и все показания Старостина, с его точки зрения, полная ерунда. С другой стороны, Меркулов рассказал о некоем разговоре, который у него произошел в то время с Владимиром Барсуковым. Якобы во время этого разговора обсуждался «Петербургский нефтяной терминал», причем, как рассказал участник процесса, то, как описал этот разговор Меркулов на суде, воспринималось совсем не в пользу Барсукова. Источник утверждает, что такому заявлению был весьма удивлен даже представитель гособвинения – от Меркулова такого, похоже, никто не ожидал.
Напомним, покушение на Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы. Киллеры использовали два автомобиля: на одном Вячеслав Ежов заблокировал кортеж Васильева («Роллс-ройс» с самим Васильевым за рулём и «Шевроле-Тахо» с охраной). Братья Михалёвы, по версии следствия, в этот момент подбежали к кортежу и открыли шквальный огонь из двух автоматов Калашникова, которые за пару часов до того доставил на место преступления Алексей Игнатов. Автоматы «ждали» киллеров в специальном тайнике в заднем сиденье машины.
Сергея Васильева, судя по всему, спасло только то, что он сумел выехать с линии огня, пересек перекресток и врезался в припаркованную примерно в ста метрах на Левашовском «Ниву». Стрелки без машины не смогли его догнать и убить. Зато охранники Васильева пострадали серьёзно: один из них погиб, еще трое были ранены.
В октябре 2006 года милиционеры задержали братьев Андрея и Олега Михалёвых, которым сегодня предъявлено обвинение в совершении этого преступления.
В сентябре 2007 года обвинение в организации покушения на Васильева было предъявлено Владимиру Барсукову, который к тому времени уже находился «под прицелом» правоохранительных органов из-за многочисленных рейдерских захватов петербургских предприятий. По версии следствия, Барсуков потребовал от Васильева крупную сумму компенсации за свой вклад в создание бизнеса, который на момент тех событий уже фактически принадлежал Васильеву. Тот, якобы, в категоричной форме отказался. 2 июня 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в соучастии в убийстве охранника Ухарова и в покушении на убийство Сергея Васильева и 3-х других его охранников, а также в незаконном перемещении оружия водителя ООО «Леонис-тур» Алексея Игнатова. Игнатов полностью признал свою вину, дал показания на других участников преступления, благодаря чему дело слушалось в особом порядке. Игнатов получил 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима. 12 августа 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в совершении того же самого преступления уроженца Рязани Вячеслава Ежова — непосредственного участника обстрела кортежа Васильева. На тех же условиях, что и Игнатов (признание и сотрудничество со следствием), он получил такое же наказание — 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.