Правительство России приняло решение о почти 20-процентном повышении платы за проезд тяжеловесных грузовиков по российским автодорогам. Новую методику расчета такого «подорожного налога» 9 января подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Уже скоро сбор может вырасти еще в два раза. Однако чиновники утверждают, что на ценах на товары первой необходимости это не скажется.
Плата за проезд грузовиков с превышающей норматив нагрузкой на ось по федеральным дорогам взимается с 1996 года. Но до недавнего времени ставки и методика расчета определялись не законом и даже не правительством России, а ведомственными инструкциями Минтранса. Попытка автоперевозчиков оспорить такой «налог» не увенчалась успехом – Конституционный суд России признал плату компенсацией за причиняемый трассам ущерб. Ведь в отличие от легковых автомобилей тяжелый транспорт создает повышенную нагрузку на дорогу, вынуждая владельцев проводить ремонтные работы чаще.
Тяжелое бремя
В настоящее время такой «налог» рассчитывается в зависимости от превышения установленных лимитов массы автомобиля и нагрузки на ось, а также наличия пневматической подвески. В частности, платить «компенсацию» обязаны владельцы двухосных транспортных средств весом более 18 тонн, трехосных – 25 тонн, 36-тонных четырехосных автопоездов и так далее. Особые, повышенные, ставки установлены для желающих перевозить грузы в период весенней распутицы, когда движение на федеральных магистралям ограничивается, а износ размокшего полотна увеличивается.
По данным Министерства транспорта, ежегодно сбор приносит в казну более 500 миллионов рублей, но действующую методику расчета чиновники считают устаревшей. «В частности, в ней в недостаточной мере учтено влияние расположения дороги на территории России, типа полотна, расчетной нагрузки для конструкции, значения автомобильной дороги, количества сближенных осей, колес на осях, их конфигурации. Экономический эффект от проезда тяжеловесного транспортного средства несоизмерим с затратами на ремонт трасс, средства на который выделяются из бюджетов различных уровней, а также с ценой ремонта машин из-за ухудшения состояния автомобильной дороги», – отмечают эксперты ведомства.
Новые правила, утвержденные 9 января, учитывают все факторы. В том числе вводят региональные коэффициенты. В частности, проезд по магистралям Северо-Западного федерального округа при прочих равных условиях обойдется перевозчику в 1,7 раза дороже, чем по дорогам Северного Кавказа, а по шоссе Центрального округа – почти в два раза. В период вводимых ограничений на проезд (весенней распутицы) все ставки увеличиваются еще в 2,9 раза.
В совокупности размер взимаемого «подорожного налога» может увеличиться до 20 процентов. Но, по данным чиновников, прогнозируется снижение и количества самих «тяжеловесов». В итоге доходы Федерального дорожного фонда в этой части больше не станут. Кроме того, Минтранс апеллирует к данным Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП). По статистике объем тяжеловесных транспортных средств в общем потоке перевозимых грузов не превышает 5 %. А потому новые правила «не приведут к существенным финансовым, социально-экономическим и иным последствиям, а также не повлияют на себестоимость товаров первой необходимости». При этом фактические межремонтные сроки для различных категорий автомобильных дорог будут соответствовать расчетным, что позволит снизить уровень их «недоремонта». В логике чиновникам не откажешь: чем лучше дорога, тем быстрее идет автомобиль. И меньше шансов на то, что он сломается по пути.
Два билета на один сеанс
Новые правила должны вступить в силу с 1 января 2015 года. Но уже с 1 ноября владельцы грузовиков и иных автомобилей с полной массой более 12 тонн должны будут платить новый – еще один «подорожный налог», также призванный компенсировать ущерб дорожному покрытию (3,5 рубля за километр). Причем взимать его должен некий уполномоченный коммерческий оператор, а пройденное большегрузами расстояние планируется определять с помощью принудительно устанавливаемых навигаторов ГЛОНАСС. Ежегодные доходы федерального бюджета от такой «дани» оцениваются в 50 млрд рублей, а инвестиции в создание федеральной системы контроля и иной инфраструктуры – 90 млрд.
Первоначально планировалось, что «двенадцатитонный налог» заменит действующую систему компенсаций. Однако подписанное 9 января постановление свидетельствует, что владельцы десятков тысяч автомобилей будут вынуждены платить за проезд дважды.