С 1 января вступил в силу новый закон о госзакупках. Теперь в конкурсных комиссиях официально не имеют права работать родственники подрядчиков, при снижении цены выше 25% подрядчик должен будет представлять многомиллионное денежное обеспечение, а заказчики смогут в одностороннем порядке разрывать контракты. Впрочем, петербургские чиновники пока боятся нового закона, потому объявили крупные тендеры до Нового года, когда действовал старый ФЗ.
Предыдущий федеральный закон № 94, регламентировавший проведение госзакупок, действовал с 2005 года. Документ критиковали настолько часто, что его номер запомнили даже те, кто был далек от тендеров, аукционов и освоения бюджетных средств. Для многих словосочетание «94-й закон» стало синонимом распила, отката и коррупции. Пришедший ему на смену 44-й закон, вступивший в силу с 1 января 2014 года, в первую очередь отличается более подробной регламентацией проведения госзакупок, а также ужесточением требований к заказчикам и подрядчикам.
Так, теперь все заказчики обязаны планировать все закупки на три года вперед, а соответствующие планы выкладывать на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. Сейчас планированию подлежат только закупки на текущий год. В законе оговаривается, что в трехгодичный график могут быть внесены изменения после утверждения бюджета на очередной финансовый год и изменения тех или иных параметров – например, если местные власти решат, что денег на конкретный проект в настоящий момент нет.
Ужесточаются требования и к ежегодным планам-графикам. Так, в него комитеты и районные администрации Смольного должны будут включать обоснования необходимости проведения закупки. Например, заказчику придется публиковать данные мониторинга цен на рынке, чтобы доказать правомочность выставления той или иной цены. Впрочем, пока чиновники могут вздохнуть свободно: нормы по обоснованию и двухэтапному планированию вступают в силу с 1 января 2015 года. Но уже сейчас чиновники различных ведомств и регионов обсуждают, можно ли заранее запланировать основные закупки на три год вперед, учитывая, что зачастую возникают нужды, которые невозможно предусмотреть заранее.
Однако одновременно, ужесточая требования, федеральный закон дал заказчикам право серьезно влиять на подрядчика: теперь при желании в проект контракта может быть включена норма о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке. В настоящее время, напомним, договор может быть разорван либо по взаимному согласию сторон, либо по решению суда, который зачастую тянется годами. Теперь же подрядчики опасаются, что заказчики будут в массовом порядке включать пункт об одностороннем расторжении договора в проекты контрактов, чтобы иметь безотказный рычаг давления на исполнителя. Правда, закон дает компаниям 10 дней на исправление недочетов, которые дали повод для разрыва отношений. Кроме того, заказчик вправе привлечь экспертную организацию, которая определит, действительно ли работы выполняются некачественно (либо товар, который должен был поставить победитель тендера, не соответствует техническому заданию). Однако подчеркнем: речь идет о праве, а не об обязанности.
Еще одна серьезная новация – борьба с демпингом. Если стартовая цена была снижена во время торгов более чем на 25%, то победитель конкурса должен будет представить серьезное обеспечение: согласно закону, на счет заказчика нужно будет перевести сумму в размере от 10% до 30% от стоимости контракта. Пример: на последнем аукционе на поставку 37 троллейбусов для Петербурга завод «Тролза» уменьшил стартовую цену с 362 млн до 217 млн рублей. Если бы тендер проводился не по 94-му, а по 44-му ФЗ, то на счет комитета по транспорту предприятию пришлось бы перевести около 100 млн рублей.
Кроме того, ужесточаются требования к банковским гарантиям, которые нужно предоставлять для участия в конкурсе в качестве обеспечения. Сейчас большинство гарантий являются фальшивыми, а Интернет пестрит объявлениями по их продаже. Так, глава комитета финансов Эдуард Батанов недавно заявил, что в 2013 году его ведомство провело проверку тех гарантий, который предоставляли участники конкурсов: из 279 около 60 оказались фальшивыми. Теперь на сайте госзакупок появился реестр гарантий, и заказчик вправе не принимать те документы, которые не внесены в него. Отметим, что в состоянию на вечер 14 января реестр пока пуст.
В целом, как отмечают эксперты, 44-й закон является более детальным: те нормы, которые раньше были обрисованы в общих чертах, теперь подробно регламентированы. Например, в конкурсные комиссии теперь официально нельзя включать родственников потенциальных подрядчиков. В 94-м ФЗ эта норма была более туманной: там было указано, что в комиссии не могут работать чиновники, «лично заинтересованные в размещении заказа». Впрочем, заказчики пока относятся к нему с опаской: за первые четыре рабочих дня 2013 года петербургские распорядители бюджетных средств разместили считаное число тендеров. Большинство крупных заказчиков предпочли объявить конкурсы в последние часы перед Новым годом, а Центр комплексного благоустройства – и вовсе за 22 минуты до боя курантов.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»