Общество Россия сегодня: нечего на имидж пенять

Россия сегодня: нечего на имидж пенять

835
Русинов Денис, "ДП" | Источник: Русинов Денис, "ДП"Русинов Денис, "ДП" | Источник: Русинов Денис, "ДП"
Русинов Денис, "ДП"
Источник:
Русинов Денис, "ДП"

Россия не нуждается в объективности, она нуждается в любви: такую парадигму задал подчинённым глава нового информагентства "Россия сегодня" Дмитрий Киселёв. В СССР ровно тем же - поиском не объективности, но любви - занималось Агентство печати "Новости". На его месте создали РИА "Новости", и вот оно ликвидировано - возникла "Россия сегодня". Всё возвращается на круги своя. Сможет ли новое информагентство сделать то, что не удалось предшественникам, и остановить западную клевету на нашу прекрасную действительность? Об этом "Фонтанка" спросила политологов, политиков и журналистов.

Улучшением своего образа в международном зеркале наше государство всерьёз занимается с начала нулевых годов. В 2006 году, перед саммитом G8, усилия активизировались, было нанято американское PR-агентство Ketchum. В этом году, после статьи Владимира Путина о сирийском химическом оружии, опубликованной в New York Times, западные газеты распространили информацию, что Ketchum получило от российского правительства 23 миллиона долларов, ещё 17 миллионов - от "Газпрома". Первое опроверг пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он заявил "Интерфаксу", что "никакие бюджетные деньги на это сотрудничество не тратятся". При этом не отрицал, что какие-то деньги всё же тратятся, "но не напрямую". Услуги агентства, по словам Пескова, оплачивает "один из коммерческих банков, который, в свою очередь, преследует цели повышения инвестиционной привлекательности".

В начале этого года стало известно, что Россотрудничество разработало план мероприятий, рассчитанных до 2015-го. За два года, считает ведомство, имидж страны просто обязан похорошеть. Минувшим летом стало известно, что государство выделило на тюнинг 10 миллиардов рублей.

В эту недешёвую историю то и дело вмешиваются государственные служащие. То в Нидерландах дипломат напьётся и вместе со своим иммунитетом окажется в полиции, то в Штатах посольство подрихтует Родине имидж с помощью махинаций со страховками.

Финский журналист Константин Ранкс считает, что неважной репутацией на Западе Россия во многом обязана своим "законотворческим товарищам" - так он назвал депутатов в разговоре с "Фонтанкой".

- Сейчас имидж очень плохой, - признал Ранкс. - Он ухудшается совсем не потому, что Россия что-то предпринимает на внешней арене кому-то в ущерб. Но ваши последние законы, выступления ваших политиков… Если Россия принимает такие вещи, которые очень глупо выглядят, то она подставляется. Когда вы принимаете или предлагаете какой-то закон, нужно понимать не только то, что от этого закона выиграете вы, но и то, как против вас его используют ваши недруги. Западный мир в этом имеет гораздо больший опыт, здесь всё умеют представить в нужном свете. А ваши законотворческие товарищи не ощущают себя на виду. Они думают очень коротко, не мыслят стратегически.

Русские, уверен Ранкс, "не умеют себя преподносить". И это, по его мнению, - вторая проблема наряду с политиками, которые "не мыслят стратегически".

Впрочем, депутат петербургского парламента Виталий Милонов, один из авторов громких законодательных инициатив, вовсе не считает, что он и его единомышленники портят стране имидж.

- Имидж России от этого не страдает! - заявил он "Фонтанке". - Имидж России страдает от того, под каким углом это подают! О том, что происходит в России, говорят неправду. Почему позиция России подчас не слышна из-за того, что слышен писк и визг отдельных ультралиберальных СМИ?

Политолог Сергей Караганов не склонен пенять на прессу.

- Главное - улучшение не зеркала, но рожи, - считает он. - Имидж не главное, главное - суть. В конечном итоге, судят не по тому, как вы себя представляете, а по тому, что вы есть. И главное, что может сделать Россия, это улучшить саму себя. А если в стране нет диктатуры закона, нет защиты права собственности, а сами русские всеми силами вытаскивают из России деньги, то никакой имидж не поможет.

Одну из причин сегодняшнего образа России на Западе Сергей Караганов видит в том, что наши элиты не видят в стране перспектив.

- С точки зрения технологии, главное, чтобы российская элита считала, что Россия - это её страна, это перспективная страна, - говорит он. - И чтобы элита защищала свою страну. В 90-е годы Россия была в ужасном положении, просто разваливалась, была нищей. Но большая часть элиты её защищала. Поэтому в 90-е годы Россия в мире выглядела гораздо лучше, чем была. Сейчас Россия гораздо сильнее, но выглядит гораздо хуже. Потому что значительная часть элиты не чувствует свою причастность к стране.

Пропаганда, добавляет политолог, тоже может применяться. Как один из методов. Только пользоваться им надо умело.

- Нужны современные методы информации и пропаганды, которые могли бы эффективно воздействовать на мир, - говорит Караганов. - Совершенно очевидно, что западный мир, который благодаря накопленным капиталам доверия и компетентности в области информации доминирует в этой сфере, представляет свою точку зрения гораздо эффективнее.

Журналист Владимир Познер ещё во времена СССР, работая в Агентстве печати "Новости" как раз именно по части пропаганды, убедился, что строить имидж с её помощью - дело бесполезное.

- За время моей работы во внешнеполитической пропаганде, а именно - в Агентстве печати "Новости", а потом в Гостелерадио СССР, я пришёл к выводу, что внешнеполитическая пропаганда в принципе не даёт результата в странах сколько-нибудь высокоразвитых, имеющих мощные средства массовой информации, которым доверяет местное население, - говорит он. - Внешнеполитическая пропаганда работает либо там, где нет других средств массовой информации, скажем, в странах третьего мира, либо в странах таких, где нет доступа к альтернативной информации, каким был Советский Союз. Мне очень трудно представить, что эта новая организация сумеет добиться того, чего не сумели добиться её предшественники - АПН или "Голос России".

По мнению Владимира Познера, изменить восприятие страны во внешнем мире, не меняя ничего внутри, нельзя. Он помнит, как менялось восприятие СССР и России 25 - 30 лет назад, и пресса тут была ни при чём.

- С приходом Горбачёва, с началом перестройки и гласности имидж Советского Союза начал меняться, - вспоминает Познер. - И это не потому, что вдруг хорошо заработали АПН и главная редакция вещания на США и Англию, а потому, что изменилась сама страна. И только это меняет представления людей, не живущих в этой стране, о том, какая она на самом деле. Я очень слабо верю в то, что любая пропагандистская организация может что-то изменить без того, чтобы были какие-то серьёзные изменения внутри страны.

Политолог Андрей Пионтковский называет развернувшуюся борьбу за имидж "громадной кормушкой для наших жуликов, которые экспортируют коррупцию на Запад".

- Россия должна быть привлекательна, тогда не надо будет создавать никакого имиджа, - уверен он. - Имидж надо создавать, чтобы припудривать пожизненный срок Ходорковского, девочек Pussy Riot в тюрьме, пытки узников Болотной, воровство верхушки. Всё это известно всему миру. А усилия по спасению имиджа совершенно бесплодны, этой пудрой лицо замазать не-воз-мож-но. Понятно, что система работает по аккумуляции украденного национального продукта и размещению его на Западе. Поэтому им нужно, чтобы на Западе они воспринимались как респектабельные государственные деятели в движущемся в сторону демократии обществе. И в это вкладываются чудовищные деньги.

В пример он приводит телеканал Russia Today, который занимается как раз тем, чем займётся "Россия сегодня".

- Несколько лет назад я работал в Гудзонском университете в Вашингтоне, и у меня тоже в доме было Russia Today, - рассказывает Пионтковский. - В Америке в большом доме вы не можете выбрать себе кабельный пакет, его ставят на дом. И вот канал платит большие деньги - и его включают в кабельные пакеты. А потом отчитывается: у нас столько-то подписчиков. Вы думаете, я смотрел этот канал?

Но игра в позитивный имидж России, добавляет политолог, нужна не только российским лидерам, но и западным.

- Это игра для обеих сторон, - замечает он. - При положительном образе России западным лидерам проще будет себя обманывать. Они же все прекрасно понимают, что представляет из себя путинский режим. Но портить отношения с Путиным им не хочется.

Депутат Госдумы и президент Международной федерации самбо Василий Шестаков тоже знает способ влияния на имидж страны, и способ этот с прессой и пропагандой не связан.

- Мы продвигаем исконно российский вид спорта, это уже является таким же российским брендом, как, например, водка и икра, - рассказал он "Фонтанке". - Раньше никто не знал, что такое самбо, а сейчас его знают во многих странах мира. Мне кажется, что мы по-своему улучшаем имидж нашей страны. Потому что Россию связывают не с какими-то негативными явлениями, о которых пишет западная пресса, а с конкретным видом спорта. А спорт - он всех объединяет.

Политолог Дмитрий Орлов считает, что власть вполне осмысленно реформирует РИА "Новости", создавая "Россию сегодня": это означает, что информационная политика страны будет более точно сфокусирована на конкретной аудитории.

- В имидже России возросли силовые компоненты, компоненты агрессии, это правда, - оценивает он ситуацию. - С другой стороны, рост влияния Путина всеми признаётся. Так что я бы не сказал, что тут преобладают однозначно негативные компоненты. Но, безусловно, нужны мощная система информационного воздействия и ясная система содержательных посланий, с которыми власть обращается к Западу. Причём эти послания должны быть сегментированы: властям на Западе - одно, оппозиционным группам - другое, неформальным группам - третье, прессе - четвёртое. Над этим ещё предстоит работать. Сегодня эти послания не сегментированы, они доводятся до различных аудиторий непоследовательно. И это приводит к проблемам.

Сегодняшний адресат Кремля, по словам политолога, - консервативные группы на Западе. Они немногочисленны, зато преданны.

- Целевая аудитория - консервативные группы: население средних лет, часто раздражённое происходящими изменениями, часто неблагоприятно воспринимающее изменения вообще, - объясняет Дмитрий Орлов. - Они воспринимают сегодняшние события в России положительно, более того - многие из них видят в России и в Путине такой последний оплот консервативных ценностей. Такие группы есть и в Америке, и в Западной Европе, и в Центральной и Юго-Восточной Европе, и в Латинской Америке - везде. Наступление либеральных ценностей их раздражает. В своих странах они часто не находят ярко выраженной поддержки. Но они видят эту поддержку в Путине и России. Это не большинство. Но такие сторонники могут быть верными, и они необходимы.

Минусов в такой аудитории, по оценкам политолога, немало. Они, говорит Орлов, могут дать России какую-то ситуативную выгоду в своих странах, но в перспективе на них рассчитывать не приходится.

- Это группы стабильные, но небольшие, - перечисляет он. - Они, безусловно, устремлены в прошлое. Через 5 лет эти люди будут влиять на политику в своих странах ещё меньше, чем сегодня. За редким исключением, эти люди не имеют серьёзного политического представительства. Они потому и поддерживают Россию, что не могут найти других сторонников у себя в стране. То есть поддержка, может быть, и есть, но к формированию лобби она привести не может.

России, продолжает Орлов, нужно ориентироваться на другую аудиторию на Западе.

- Нам нужно прежде всего инвестиционное сообщество, это главное, - считает он. - Вторая группа - возможные туристы в Россию. Туризм у нас не очень активен, и задачу эту нужно решать. Третье - любые группы, элиты, протоэлиты, близкие к элитам группы, которые могут быть российским лобби или хотя бы косвенно влиять на принятие решений в тех или иных странах. И четвёртое - это вообще самые разные группы, которые имеют тенденцию к расширению в будущем: молодёжные субкультуры, какие-то инноваторские субкультуры. В целом наш месседж должен быть направлен на будущее, инвестиции, создание облика России как эффективно развивающейся, современной страны.

Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5