Доброе дело Петербургский центр для аутистов станет первым среди многих

Петербургский центр для аутистов станет первым среди многих

3 915
Петербургский центр для аутистов станет первым среди многих | www.fontanka.ruПетербургский центр для аутистов станет первым среди многих | www.fontanka.ru

О проблеме аутизма в России предпочитают не говорить, зачастую называя этот недуг шизофренией, а людей с этой болезнью – психами. Пока во всем цивилизованном мире специалисты разрабатывают методики развития и адаптации таких людей к обществу, у нас в стране аутисты фактически оставлены на произвол судьбы, их будущее зависит только от помощи родственников и близких. Однако и в России появился маленький просвет – в Петербурге открылся центр творчества для аутистов «Антон тут рядом».

Это первый проект подобного рода. Творческие занятия станут для воспитанников центра одним из методов социальной реабилитации. Планируется открыть бумажную, декораторскую и швейную мастерские. Центр создается силами режиссера, киноведа и сооснователя фонда содействия решению проблемы аутизма в РФ «Выход» Любови Аркус (подробнее - здесь). В новом центре будут оказывать адекватную и постоянную помощь аутистам. Его официальное открытие состоится в марте 2014 года, а пока он функционирует в пилотном режиме.

Что же такое аутизм? Как живется людям с этим заболеванием у нас в стране? И почему им так важна и нужна поддержка и помощь? Постараемся подробно ответить на эти вопросы, поскольку, уверены, что многие россияне вообще не знают о существовании и проблемах аутистов.

Аутизм и аутисты

Как самостоятельное расстройство аутизм впервые описал Л. Каннер в 1942 году. Аутизм – это тяжелое нарушение психического развития человека, при котором страдает способность к общению и социальному взаимодействию. Дети с аутизмом ведут себя очень стереотипно, что может проявляться в многократном повторении элементарных движений (подпрыгивания или потряхивания руками), и нередко деструктивно (агрессия, крики, самоповреждение, негативизм).

Уровень интеллектуального развития при этом недуге может быть разным: от умственной отсталости до потрясающей одаренности в отдельных сферах знаний и искусства. Зачастую у детей с аутизмом отсутствует речь, отмечаются отклонения в развитии внимания, моторики, восприятия, эмоциональной и прочих сфер психики. Свыше 80% аутистов – инвалиды.

В 2000 году распространенность аутизма составляла 5-26 случаев на 10 тысяч детского населения. Но уже в 2005-м в среднем на 250-300 новорожденных приходился один аутист. Отметим, что это чаще, чем изолированные слепота и глухота вместе взятые, сахарный диабет, синдром Дауна или онкологические заболевания у детей. Исследования Всемирной организации аутизма показали, что в 2008 году один случай аутизма приходился на 150 детей. В 2012 году каждый 88-й ребенок в США болел аутизмом. Согласно европейским данным, количество людей с таким диагнозом составляет примерно 1% населения страны. В России такой статистики не ведется, но однозначно можно сказать, что число аутистов с каждым годом постоянно увеличивается.

Что делать?

Следует отметить, что помочь больным аутизмом можно. В этом нет ничего нереального и сложного. Все системы и методики давно уже опробованы и успешно действуют в мире, поэтому России не нужно изобретать велосипед. Необходимо только не закрывать глаза на проблему и хотеть действительно помочь этим людям, а не отказываться от них и запирать в специнтернаты, как «психов и ненормальных».

Причем эти меры не требуют от государства дополнительных финансовых затрат. По большому счету нужно только частично реорганизовать имеющиеся механизмы и системы в области здравоохранения, социальной сферы и образования.

Первоочередная задача – наладить в стране раннюю диагностику аутизма, для этого понадобится срочно провести дополнительное обучение психиатров и педиатров. Следует прописать простейший перечень симптомов, при наличии которых малыш должен обязательно направляться на специализированную диагностику, которая сможет поставить точный диагноз.

Если выявить заболевание до 1,5 лет и своевременно провести комплексные коррекционные мероприятия, то в первый класс может пойти уже вполне здоровый ребенок, который успешно пройдет курс обыкновенной школы и получит высшее образование. Если же диагноз будет поставлен ребенку позже 5 лет, скорее всего, ему придется учиться индивидуально. Коррекционная работа в это время осложнена наличием определенного жизненного опыта ребенка, закрепленных стереотипов и неадекватных моделей поведения. Его дальнейшая судьба полностью будет зависеть от той среды, в которой будет находиться подросток.

Второй шаг – скорейшее и обязательное внедрение корректирующих программ и методик для аутистов, в которых должны участвовать родители таких детей, педагоги, персонал дошкольных учреждений и школ. Сейчас семьям аутистов попросту некуда деваться. Многие следуют указаниям психиатров и отдают детей в специнтернаты, хотя это, как правило, ничего не дает. Детей, страдающих аутизмом, практически невозможно устроить в детский сад или в школу. Их сначала принимают, но потом выгоняют, поскольку с ними сложно. По статистике, остаются лишь 2–3% детей, не мешающих другим.

В России действуют коррекционные школы разных видов для детей с нарушениями зрения, слуха, умственной отсталостью. Аутизм является четвертой по распространенности болезнью среди детей, но специальных школ для аутистов практически нет. В Москве действует только одна подобная школа, и то в ней лишь начальные классы. Детей там обучают простым бытовым навыкам – отвечать на вопросы, смотреть в лицо собеседнику, поддерживать разговор.

В этом случае огромную помощь бы оказали специальные центры, такие как открывается в Петербурге. Высококвалифицированные специалисты подобных центров смогли бы помочь аутистам нормально жить и работать, принося пользу обществу. Но такие центры создаются только благодаря усилиям отдельных энтузиастов (как правило, родителей детей-аутистов). Открывающиеся центры помощи, разговоры об этой проблеме – это все исключительно заслуга родительского сообщества. Причем, следует признать, что такое происходит не только в России. В США, Германии и во Франции государство начинало решать данную проблему только после того, как о ней во весь голос заговорили родители аутистов.

Поэтому третьим важным этапом помощи аутистам является господдержка. По статистике, 80 процентов семей, воспитывающих детей-аутистов в России, имеют низкий уровень достатка. Многие семьи неполные, зачастую одному из родителей приходится оставить работу в пользу малыша. Таким образом, государство должно полностью взять на себя финансирование коррекционных мероприятий. Причем важно не просто потратить бюджетные деньги, а потратить их с максимальной эффективностью.

Потребуется дополнительное обучение педагогов, дефектологов и школьных психологов. В стране катастрофически не хватает специалистов, которые хорошо разбираются в методах лечения аутизма. Ведь только качественная и своевременная помощь может принести плоды.

Причем для этого не нужны серьезные дополнительные расходы. Следует только правильно перераспределить те средства, которые выделяет государство. Сейчас государство пожизненно содержит аутистов, делая их недееспособными в закрытых психоневрологических интернатах. На каждого пациента, согласно нормативам, выделятся около 35 тыс. руб. в месяц. Если же эти деньги перенаправить на интеграцию и обучение аутистов в специальных центрах, то уже через 5 лет наше общество получит десятки тысяч людей, которые смогут нормально функционировать, работать и жить.

Справка:

В 2012 году на международном кинофестивале в Венеции был представлен фильм «Антон тут рядом» Любови Аркус. Картина, рассказывающая о жизни взрослого мальчика-аутиста, в России вызвала огромный резонанс. Фильм получил множество международных наград, премии национальных киноакадемий как лучший документальный фильм года, был показан в прайм-тайм в эфире Первого канала.

«Антон тут рядом» стал событием не только для кинематографа, но и вызвал волну общественного внимания. Название фильма соответствует идеологии Центра на Троицкой площади.

Сергей Василенков, для Фонтанки.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5